«Секретный миллионер» Денис Симачёв обманул таганрожцев. Адвокат из зеленой фуражки Телеканал пятница секретный миллионер денис симачев

На этой неделе Denis Simachev Shop & Bar празднует 10-летний юбилей. В Москве мало мест, дотянувших до такого срока, еще меньше тех, в которые хочется возвращаться чаще, чем всегда. Esquire поговорил с тремя людьми, сделавшими из расписанного под хохлому здания в Столешниковом переулке главный чек-ин столицы.

Интервью будут выходить на протяжении трех дней, предваряя трехдневный праздник. Он начнется в баре в четверг, продолжится в пятницу и официально закончится в субботу (на самом деле — никогда). Сегодня мы публикуем рассказ диджея Федора Фомина.


О баре:

С Денисом и Оранжем (Сергеем «Оранжем» Плешаковым. — Esquire) мы познакомились задолго до открытия бара, еще на вечеринках в студии Симачева на «Арме». В какой-то момент они говорят: «Мы бар открываем, давай ты у нас поиграешь». Я поиграл, им понравилось, мне понравилось, так все и началось.

Свою первую вечеринку я с трудом могу вспомнить. Когда ребята меня позвали, у меня было единственное условие — я играю всю ночь. Вот с десяти вечера и до последнего гостя на танцполе. Это идеология моя — хочу видеть, как люди приходят и кружить их до утра. Оранж тогда же придумал формулировку all night long. Это сработало, обрело форму и последователей. Потом много кто стал так играть и так называть свои выступления.


Конечно, есть ощущение, что мы повлияли на музыкальный пейзаж города. Даже не города — страны, отчасти.

В наших руках был огромный пласт написанной и записанной музыки, которая нигде не звучала — «Мираж», «Технология», «Мумий Тролль», Кай Метов — нельзя было упускать это и снимать со счетов. Она должна была играть.

В оригинале, без дурацких ремиксов. И люди под это с удовольствием танцевали.

Многие мне говорят, что я конъюктурщик, отчасти — да. Я никогда не хотел создавать музыкальный приход, где люди будут слушать мои музыкальные проповеди. Меня приглашают, чтобы было весело.

«Симачев» появился в переломный момент для московской тусовки, когда не стало эпохи «Дягилева», на уходе «30/7», на замену которым приходили, в основном, безликие места. Они, конечно, имели свою харизму, своих почитателей и своих героев. Но они ушли, а «Симачев» остался. Он пережил всех.


Бар стал для многих людей родным. Это видно по количеству тех теплых слов, что сейчас появляются в соцсетях. Он много значит для нас. Мы пили здесь за чьих-то родившихся детей, на мальчишниках и разводах, за премиальные и банкротства. Я сам приехал сюда играть, когда родился мой сын.

Люди тянутся в «Симачев», потому что отождествляют себя с тем настроением, что бар транслирует. В шоу-бизнесе важен элемент мифотворчества. Для них Denis Simachev Shop & Bar — это бренд и место силы, о котором говорят с придыханием. Для большинства людей сегодня имя Дениса Симачева как дизайнера ничего не говорит — они не видели его эпохальные показы в Милане и в Манеже, не знают, как он появился, не носили его легендарные олипийки с якорьками и Чапаевым.


О закрытии бара (осенью 2013-го):

Все волновались, конечно. Хотели, чтобы бар снова открылся. Никто не хотел в это верить. Многие гости ощутили себя выброшенными на улицу. Основной удар пришелся на администрацию — ребята что-то делали, нажимали какие-то неизвестные мне волшебные кнопки. И было очень здорово, когда он открылся вновь, это было настоящее перерождение. Мы чувствовали единение людей, которые говорили — мы все встанем за это место.

Любимые позиции в меню:

Курица терияки и пицца с лососем

Любимый коктейль в меню:

Апероль Шпритц

О Денисе Симачеве:

Талантливый, по‑хорошему хитрый, искренний молчун. Безумно харизматичный и интересный человек. Обладающий сильнейшим магнетизмом, что подтверждает бар, носящий его имя.


Федор Фомин с сыном Тихоном

О Михаиле Гречаникове:

Меганадежный и профессиональный друг. Не в плане, что он профессионально дружит, а то что он умеет дружить, что в наше время и в нашем возрасте редкость. Бесстрашно впрягается в любую проблему бара, от внешней опасности до потерянной куртки, которую он найдет и вернет владельцу.


Что изменилось в музыке за 10 лет?

Что-то, безусловно, меняется. Если 10 лет назад людям, которые сюда пришли, была понятна фишка «братва, не стреляйте друг в друга», то сегодня она не факт, что зайдет. Но есть вещи вечные. Та же Ветлицкая, Майкл Джексон — Black or White, Дорн, I Will Survive.

У меня есть музыкальная теория: то, что люди правда любят, они любят втихаря, как будто стесняются своих искренних чувств. Все же смотрят pornhub, но никто не говорит об этом.

«Братва, не стреляйте друг в друга» у каждого была на CD или кассете в машине. И когда я ее включал в таком модном месте, люди падали на колени и кидали в меня кредитками. Потому что это у них в ДНК.

Музыка осталась та же, хотя появились какие-то новые имена, которых слушает публика помоложе. Джах Халиб, Эндшпиль и Мияги. У каждого времени свои герои.

Здесь многие прозвучали впервые. Ноггано, Баста, Ваня Дорн, например. Я помню, как у меня появился «Стыцамен», и люди расходились с танцплощадки, когда я его включал. Пожимали плечами, морщили носики. Людей трудно приучать к новому — это нормальный процесс.


Песни «О, Фомин, Фомин» и «Федя Макинтош», которые написал здесь Ноггано, стали своего рода гимном бара. Василий (Вакуленко. — Esquire) за время, которое мы проводили вместе, кроме этих песен сочинил еще прекрасный ремикс на «Зурбаган» и «Олимпиада 80». Я молчу про «Вику-тромбон», которую можно услышать только здесь.

В баре?

Ничего. В «Симачеве» законсервировалось время и отношение людей друг к другу.

Когда бар открылся, он стал оазисом, местом водопоя при засухе, где царило перемирие. Геи были в диковинку. Танцующие трансвеститы были в диковинку. Люди из индустрии моды могли близко столкнуться с гопниками — условными, понятно, у которых хватало ума мимикрировать.

Бизнесмены из десятки «Форбса» пили со студентами. Прошло десять лет, а здесь все то же самое.

Да, сменились поколения. Я помню людей, которые пришли сюда сразу после школы, а сейчас уже состоявшиеся профессионалы. Я играл на свадьбах ребят, которые здесь познакомились.


В стране?

Пропало ощущение легкости, свободы и надежды, которые были когда-то. Градус былого позитива утерян навсегда. Ощущение ожидания, что будет еще круче, чем сейчас — оно ушло.

В бар приходили разные люди, нестандартные, молодежь, бл*ди и оружие — но здесь никогда не было пафоса. А сейчас пафос отчасти вернулся. Может, он такой сподвижник ощущения апокалипсиса и они всегда идут рядом.

Предыдущее поколение веселилось иначе, они были совсем сумасшедшие — в хорошем смысле. Может быть, потому что пожили в Совке, в негативе, и потому любили и ценили ту свободу, которая появилась вместе с деньгами, красивыми вещами и хорошими местами. Дети миллениума — они другие.


В вас?

Стал терпимее. Я и так по жизни спокойный, но за эти 10 лет у меня родился сын и я почти постиг дзен.

В Российской Федерации великое множество талантливых людей в совершенно разных областях, включая художественное искусство, архитектуру, скульптуру и даже моду. Одной из таких выдающихся персоналий является дизайнер Денис Симачев. Он известен миру своими уникальными коллекциями мужской и женской одежды, которые не похожи на работы других модельеров.

Биографические данные

Родился ныне известный художник и модельер в Москве в июне 1974 года. Несмотря на то, что Денис Симачев воспитывался в семье военных, он поступил на обучение в Колледж искусств и графического дизайна (г. Москва). Позднее судьба заносит его в испанскую Академию Pivot Point, а затем - в Студию Ю. Грымова, где он становится специалистом в области рекламы.

Параллельно со студией Денис успевает получить еще одно образование в Московской текстильной академии в сфере дизайна обуви и одежды.

Первую награду он получил в 1999 году, когда проходила международная выставка обуви. В том же году Денис Симачев занял почетное первое место и стал лучшим среди молодых дизайнеров на конкурсе «Шаг в будущее».

Затем новые достижения: выход в финальный тур конкурса под названием Smirnoff International Fashion Awards, который проходил в Гонконге, где публика увидела его коллекцию «Квазибудущная Вечность».

Подъем по карьерной лестнице

В 2001 году Денис Симачев решился на создание своей собственной компании под своим именем Denis Simachёv. Буквально через год зрители увидели на известном показе мод новую коллекцию.

Интересно, что уже в 2006 году в Москве открывается бутик, в котором продавались вещи исключительно торговой марки Denis Simachёv. В следующем году Симачев получил предложение разработать дизайн для сноуборда Atov DSS, и с этого момента началось его сотрудничество со спортивными фирмами.

Впервые модельер показал свою коллекцию в столице РФ в 2009 году.

Денис Симачев приглашался в качестве соведущего на Первый канал, чтобы вести проект, связанный с модными тенденциями. В августе 2011 года стал ведущим известного зрителям «Модного приговора».

Каждый год на Неделях моды в испанском городе Милане коллекции Симачева участвуют в престижных показах. Примечательно, что в одежде и обуви, разработанной Денисом, прослеживается ставка на национальные мотивы.

Премии и награды

Денис Симачев, одежда которого уже носится практически во всем мире, многократно был удостоен премий и наград за свой талант и достижения в области моды. Так, помимо победы на конкурсе «Шаг в будущее», ему была вручена премия на конкурсе «Молодежный подиум», который проходил в Москве.

В 2005 году в той же Москве Симачев получил премию "Астра" сразу в двух номинациях: «Дизайнер года» и «Дизайнер мужской одежды». А через год знаменитый журнал GQ признал Дениса лучшим среди дизайнеров страны.

Коллекции

Как-то в интервью Денис рассказал, что выпуск одежды не входил в его планы, но после Гонконга начался процесс серьезных разработок. Ему начали поступать предложения о работе, и он сам задумался о моделях именно русских, пронизанных патриотическими мотивами. Это и стало его личным стилем, у которого появилось достаточно много поклонников.

Что же выпускает Денис Симачев? Одежда, продаваемая под его брендом, включает вещи для мужчин и женщин разной направленности и стиля, а также выпускаются аксессуары, обувь и пр.

Особенно выделяются на общем фоне спортивные костюмы. Они сочетают в себе удобство, модный дизайн и колоритные принты: русские цветочные орнаменты, изображения матрешек, хохломские узоры и пр.

Футболки

В отдельную модную графу вывел Денис Симачев футболки - яркие, красочные, с откровенными надписями на русском языке и понятные по большей части только русскому человеку. Они сразу же привлекают к себе внимание окружающих, поэтому в футболке от марки Denis Simachёv невозможно остаться незамеченным.

Самые известные надписи на его футболках: «Я не море, меня не волнует», «Наше все - нефть», «ПРЁТ» и многие другие. Были даже изделия с портретом действующего президента российского государства, а также с героями известных мультфильмов.

В коллекциях присутствуют гармоничное сочетание разных оттенков, практичность, демократичные цены и удобство в ношении. С таким же чувством стиля созданы и толстовки. Все изделия российского бренда объединяют яркость, креативность, любовь к народным традициям и одновременно гламурность.

Бар и бутик

Одежда и обувь российского дизайнера получили такую огромную известность среди модников, что у него появилась идея открыть бутик для продажи изделий своего бренда - так называемый монобрендовый магазин. В данном случае также было решено действовать необычно и совместить бутик с баром. Так, в общем здании один этаж, первый, занял бар, а второй - магазин.

Данное расположение привело в магазин еще большее количество клиентов, которые после покупок располагались за столиком уютного кафе. Здесь изысканные блюда создаются со вкусом и подаются в стиле фьюжн, что привлекает сюда даже взыскательных гурманов. Благодаря усилиям всей команды и самого Симачева оба заведения довольно быстро стали популярными.

Имя участника: Симачев Денис Николаевич

Возраст (день рождения): 12.06.1974

Город: Москва

Образование: Московская государственная текстильная академия

Работа: модельер, дизайнер, художник

Семья: женат

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Будущий российский модельер и именитый художник Денис Симачев родился 12 июня 1974 года в городе Москва в семье военных. Отец Николай Александрович был строг к сыну и даже говорил называть его не «папой», а «военным».

Все считали, что Денис будет генералом. Мать Людмила Георгиевна работал в школе учительницей английского языка. Рос послушным ребенком и ходил в разные творческие студии и кружки.

Долгий путь к успеху

В 1988 году поступил учиться в Колледж искусств и графического дизайна в столице. В 1991 году стал студентом испанской Академии. Через 3 года поступил учиться в Студию Юрия Грымова, откуда в 1994 году вышел с дипломом специалиста по рекламе.

Поступил в Московскую государственную текстильную академию в 1994 году. В 1999 году получил диплом «Дизайн одежды и обуви». Тогда же и последовали первые награды Дениса в качестве модельера.

Он был отмечен на международной выставке обуви «MosDhoes», занял первое место среди молодых дизайнеров на конкурсе «Шаг в будущее», премии «Молодежного подиума в столице» и вышел в финал именитого конкурса в Гонконге «Smirnoff International Fashion Awards». Там он представил свою коллекцию «Квазибудущная Вечность».

В 2001 году стал владельцем компании «Denis Simachёv», спустя год представил дебютную коллекцию в рамках «Fashion Week Pret-a-porter». В 2006 году был открыт первый бутик «Denis Simachёv» в Москве.

В 2006 году был признан «Лучшим дизайнером года» по версии журнала «GQ». Еще через год модельер стал сотрудничать с известными спортивными марками, разработал дизайн для сноуборда Atom DSS.

Модельер презентовал показ коллекции «Denis Simachёv» в РФ. В 2011 году стал вести программу «Модный приговор» , до этого принимал участие в телепроекте «Городские пижоны», занимая должность соведущего на Первом канале ночью.

Каждый год Симачев презентует свои коллекции на Неделях моды в Милане, акцентируя на советской символике и русских мотивах.

Тихая семейная жизнь и хобби модельера

Является владельцем бара для столичных тусовщиков. Организовал компанию непрофессиональных ди-джеев, является сам членом Low Budget.

Обожает пиццу. Предпочитает общаться с веселыми людьми, улыбчивыми, любит жизнь во всех ее проявлениях.

Денис Симачев женат на женщине по имени Наташа, супруги воспитывают дочь Соню. Симачев предпочитает держать информацию о своей семье под тысячами замков. Он считает, что публике не нужно знать о них ничего. Дома модельер чувствует себя безопасно и наполняется силами, позволяющими ему делать новые открытия на профессиональном поприще.

Участие в шоу «Секретный миллионер»

Денис Симачев принял участие в шоу «Секретный миллионер». Он должен был приехать в Таганрог и прикинуться бедным. Денис сыскал помощи у добрых людей, которых на 5 день участия в проекте должен был щедро наградить.

Только никто из них не дождался помощи. Российские зрители запомнили этот выпуск за то, что Симачев лишь раздал обещания, но выполнить их забыл

В итоге канал Пятница исполнил обещания модельера и раскрыл правду о нем: роскошная квартира, в которой снимали визитку Дениса снята в аренду посуточно и шикарный образ рухнул, как карточный домик.

Стало известно, что модельер банкрот и в реальной жизни , у него серьезные проблемы с финансами, а шоу на популярном телеканале должно было стать хорошим пиаром для Симачева.

Фото Дениса








Бизнес-секреты: основатель Denis Simachёv и Hooligan

Денис Симачев

основатель брендов Denis Simachёv и Hooligan

Бренд Denis Simachёv Бар, дизайн-студия, шоу-рум,
2 производственных цеха - 280 сотрудников. Прибыль в 2016 - 38 миллионов рублей

Бренд Hooligan Одежда и ювелирная коллекция

Другие активы Ресторан Hooligan
Магазин и Бар Denis Simachёv
Кафе Simachayrd

«В интернете нет настоящих вещей бренда „Денис Симачев“. Все, что там продается - контрафакт. За год оборот контрафакта - 60 миллионов евро. Это только то, что задерживается на таможне».

- Привет. Мы в гостях в ресторане «Хулиган» у Дениса Симачева. Покажи, что у тебя тут есть.

Привет. Внизу ресторан для всех, а наверху закрытая студия.

- У вас есть ринг. На нем проходят настоящие бои?

Да проходят бои по классическому боксу. Ринг сделали по чертежам сороковых годов, канаты, кожа - все надежно.

- Что такое сегодня дизайнерский бизнес в нашем заснеженном пространстве? Можно деньги зарабатывать?

Да. У нас стало выгодно шить здесь, а не в Китае. Китай стал дорогим. Плюс логистическое плечо длинное: из Китая доставлять минимум три месяца. Здесь можно сделать все за месяц. У нас сейчас новая история, связанная со смарт-шоппингом. Все начинают думать о том, что они приобретают, за какие деньги, начинают считать, начинают понимать, что такое добавочная стоимость и так далее. Все идет к удешевлению продукта.

«Все, что в интернете продается под брендом „Денис Симачев“ - подделка»

- А телефон мобильный и приложения помогают как-то? В банкинге это полный переворот.

Да, помогает. Очень сильно все изменилось, расстояние между дизайнером и клиентом сократилось. Вся прослойка, которая зарабатывала в промежутке между дизайнером и потребителем исчезает. Раньше дизайнера поднимали куда-то высоко и говорили, что он недоступен - это какой-то бог, который что-то там ваяет, а мы распространяем. Сейчас наоборот: дизайнер становится реальным человеком и сокращает эту дистанцию.

- Можно купить на твоем сайте напрямую одежду?

Нет, сейчас нельзя. Все, что в интернете продается под брендом «Денис Симачев» - подделка. Пользуясь случаем прямо говорю. Подделывают Китай и Турция. Полуфабрикаты привозят, здесь собирают.

- Открывай сайт и продавай сам настоящее.

Да, но для этого нужно построить производственный цикл с дешевым товаром. Именно дешевым, потому что с дорогим невозможно сейчас участвовать в битве за клиента через интернет-продажи. А дешевый товар - это отдельная линейка и отдельная работа, начиная от производителя тканей и заканчивая сборкой, логистикой и доставкой.

- А где сейчас можно купить твою одежду?

В ЦУМе, в «Цветном» с 12 ноября запустился бренд «Хулиган». Продаем все, что связано с кастетами и бандитами, все бюджетное. В нашей истории тюремная и пацанская эстетика ассоциируется с чем-то таким бандитским. Поэтому я взял за основу кастеты и название «Хулиган».

- В твоем ресторане «Хулиган» какая кухня? Все вкусно?

В ресторане смесь очень многих культур. Есть Европа и Азия. Есть правильный подход к ингредиентам. Нет сахара и масла, все очень легкое и вкусное. Можно съесть три блюда и не почувствовать тяжести.

- Мне нравится стилистика ресторана и английские диваны. Это тоже твой дизайн, сам делал?

Да, сам выбирал. Это «Честер» классический.

Денис Симачев - российский модельер и дизайнер. Основатель и владелец брендов одежды и баров Denis Simachёv и Hooligan. В 2001 открыл компанию Denis Simachёv. В 2002 состоялся первый показ коллекции в рамках Fashion Week Pret-a-porter. В 2006 открыл первый монобрендовый бутик Denis Simachёv, а в 2007 - одноименный бар. В 2009 провел первый показ всей коллекции Denis Simachёv в Москве. В 2015 открыл ресторан и дизайн-студию Hooligan.

Дата рождения: 12 июня 1974 года
Образование: Московская государственная текстильная академия, 1999 год
Собственный капитал: 38 млн рублей (прибыль бренда Denis Simachёv в 2016 году)
«Моя мечта - продавать футболки по 1 доллару»

- Какие у тебя планы на ближайшее будущее? Что думаешь, как развивать, что делать?

Много проектов у меня в движении. Три бренда одежды: «Хулиган», «Денис Симачев» и еще один бренд, который будет супердешевый, это давняя моя мечта. Прям абсолютно бюджетная, то есть футболка за 1 доллар, пуховик за 10.

- За доллар? Такое возможно?

Практически невозможно, но я вот три года этим занимаюсь. Там все надо раскладывать на молекулы.

- 60 рублей - это круто!

Да. И хочу именно базовые вещи сделать, чтобы это уже не про моду, а про одежду, без которой не обойтись.

- По 100 рублей футболка хорошо бы продавалась.

Ну она бы продавалась уже и для тех, кто производит эти футболки, и для тех кто из этих футболок пытается сделать бизнес, то есть для всех, как основа.

Нужно наработать базу одежды, сделать удобную посадку, крой и дешевые цены. Тогда владельцы бизнеса или дизайнеры смогут покупать базовые партии и штамповать на них что-то свое, пришивать лейблы и запускать в продажу по своей цене.

- Помню я купил футболку с Путиным лет 10 назад. А потом хохлома у тебя была. А сейчас у тебя что?

У меня много направлений, сейчас развиваю ювелирку и пацанскую одежду. Все скучают по девяностым. Они были очень романтическими годами, по моим воспоминаниям. Дух свободы витал в воздухе. Делай, что хочешь. Молодежи нравится эстетика девяностых, это в тренде и в моде.

«Триллион рублей тратит на одежду население, чтобы просто не замерзнуть»

- В связи с провалом рубля у нас больше шьют?

Да, эта отрасль как раз сейчас освобождается, и это огромные деньги. Около триллиона рублей в год население нашей страны тратит на одежду, чтобы просто не замерзнуть. Я говорю про одежду стратегического назначения. То есть просто сходить ребенку в школу и обратно домой, а взрослым на работу и не замерзнуть зимой. Это большой рынок.

- Триллион - это серьезно.

Это очень большие деньги. Они сейчас уходят в Китай, потому что так договорились: «Мы не можем сами тянуть, поэтому, ладно, зарабатывайте вы». Но не за горами время, когда это все может осесть у нас.

- Про деньги заговорили. Какой у тебя оборот и какой у модной индустрии?

По моим подсчетам модной индустрии в стране продается на 500 миллионов рублей в год. В основном это Москва, конечно.

Могу сказать, какой оборот контрафакта бренда «Денис Симачев». В год около 60 миллионов евро. Именно контрафакт. То, что задерживается нами на таможне, по морю и по железной дороге.

- А что-то с контрафактом делаете?

Делаем, но тут все такое очень криминальное. Мне были даже предложения: «Давай, подпиши нам заявление, что тебя подделывают, а мы будем забирать, как бы, конфисковывать этот товар». А я говорю: «А дальше что?» Мне говорят: «А дальше будем уничтожать». Я говорю: «Вы уверены?» Они говорит: «Абсолютно». Я говорю: «Давайте я вместе с вами буду уничтожать». Они испугались и сказали: «Нет, мы же честные офицеры, будем уничтожать».

- А на Западе что у тебя происходит? Ты где-то продаешь, пытаешься продавать?

Да, в Америке выходит наш бренд «Денис Симачев». Как раз на волне всех страшилок о России откроем магазины в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Я весь этот пиар многомиллиардный, который затрачен на историю против нас, попытаюсь на свою сторону перетянуть.

-То есть ракетные комплексы «Искандеры» будут у тебя на майке?

Нет, это просто. Там будет намного интереснее, намного жестче и страшней. Как будто превратилось все в фильм ужасов.

- Умная идея. Раз уж сделали врага из нас, то надо на этом деньги зарабатывать.

- А ты проводил много времени в Доминикане. Летаешь сейчас?

Да. Там школы серфинга открыты у нас уже 12 лет. Сейчас поеду туда все проведать. И еще так получилось, что признали серфинг олимпийским видом спорта. Вот сейчас будем воспитывать серферов четыре года до Олимпиады. Будем входить в олимпийскую федерацию и воспитывать на нашей базе. В олимпийскую федерацию входит практически вся Россия. И на Дальнем Востоке есть очень хорошие ребята, и в Сочи, везде, где есть море и люди катаются. Вот недавно на Камчатке прокатился, я просто в шоке был.

В начале 2000-х Москва уже прекрасно знала бренд Denis Simachev, но никто не видел дизайнера. Такова была задумка автора - сохранять интригу как можно дольше.

Студент Московской текстильной академии, Симачев выиграл несколько конкурсов, включая международный Smirnoff International Fashion Awards в Гонконге. Денис раздумывал, не уехать ли за границу («Bikkembergs на тот момент был бог дизайна всех видов, и я хотел у него работать»), но вовремя ввязался в суровую кухонную дискуссию с другом, который был убежден, что сделать русский бренд, равный по уровню, скажем, Armani, невозможно. Идеальная мотивация для любой амбициозной персоны. Так в 1999-м Симачев основал бренд имени себя с командой из трех человек и по бизнес-плану намеревался в первую же пятилетку построить luxury-линию одежды, а в следующие три года - запустить вторую линию, более доступную, которая и обеспечила бы серьезную прибыль.

Пятилетку он выполнил в три года, но перевыполнение плана дало сбой в системе. Бум в лакшери-сегменте породил дешевые подделки, а собственной доступной коллекции так и не было. «На войну с китайскими подделками было впустую потрачено несколько лет. Выяснялось, например, что у нас в Шанхае якобы открыт двухэтажный шоу-рум». Если убытки составляли €40–45 млн в год, то прибыль - всего €10–15 млн. «Со временем мы все становимся очень умные. Если бы я смог оказаться в 2000 году, я бы себе, конечно, подсказал, что нужно не полагаться на план, а сразу выстраивать вторую линию одежды».

В баре Hooligan на Трехгорной мануфактуре Forbes Life обсудил с Симачевым его веселые старты, внимательно записал формулу бешеного успеха бренда в нулевых и расспросил, чем Симачев живет сейчас и куда катится весь этот модный мир.

Русский Versace

Итак, вы на спор начали гнуть свою линию одежды. На каких китах строился бренд?

Главный принцип «нет пророка в своем отечестве»: ни в коем случае здесь себя не показывать, делать бренд на Западе.

Второе - оставаться в тени до определенного времени, сохранять интригу. Все отечественные дизайнеры стремились к известности, всячески доказывали, что лучше остальных: фотографировались, давали интервью, знакомились... тогда появлялись клиенты, они начинали их обслуживать, а значит, скатывались в ателье. Ателье как развитие бренда я сразу вычеркнул - ни в коем случае и ни за какие деньги. Только массовое производство, только готовые размеры.

Следующий важный пункт - команда. Потому что дизайнер - я до сих пор в этом убежден - практически ничего не делает, он только ходит, раздувает щеки и всегда всем недоволен. Количество людей значения не имеет, может быть всего один человек в твоей команде, но он сделает все. У меня начиналось с трех. Женщин.

И последний пункт - взять за основу чей-то успех.

Я выбрал концепцию Джанни Версаче для построения своего бренда. Он его построил на визуальных достижениях Римской империи, практически присвоив все орнаменты и изображения. Они сейчас четко ассоциируются с Версаче, но ни в коем случае не с Древним миром. Я сделал то же самое: взял советскую и российскую символику, хохлому, гжель - все, что сейчас ассоциируется с Россией, что в то время было жутким лубком.

Меня все отговаривали: только не это, все что угодно, мы это все ненавидим, это все кошмар из прошлого. Я говорил: «Пройдет время, все будет по-другому, это единственное, что у нас осталось, и оно будет ассоциироваться с моим именем». И мы долго долбили в эту точку, но заявляя это всем, опять же, через Запад. Если бы я это делал в России, меня бы здесь и похоронили на старом Арбате - сидел бы я шапки продавал.

Вы говорили, что не собирались долго заниматься модой. Или когда в нулевых бизнес пошел, мысль уходить пропала?

Когда все стало развиваться, я начал понимать, что строить только бренд одежды - это утопия. Велик риск, что все провалится.

Нужно выстраивать не бренд, а стиль жизни. Как только ты выстраиваешь лайфстайл, клиенты начинают прощать тебе ошибки. А ошибки неизбежны в любом случае, даже если ты гений и все просчитал. Я всем своим видом и своим окружением показывал, что это не одежда - мы просто так живем. Хочешь так жить - будь с нами. Это рестораны, машины, музыка, места отдыха, спорт, развлечения, гаджеты, все, что тебя окружает. Это все фирменный стиль жизни «Дениса Симачева», жизни бренда, который больше чем бренд.

Тогда ты становишься непотопляем.

А бар на Столешке (Клуб Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке в Москве. - Forbes Life ) появился только из-за того, что нужно было как-то хулиганить, придумывать что-то, чтобы притянуть к себе внимание. И хохлома появилась на Столешке тоже случайно, потому что Лужков категорически запретил свою любимую улицу портить черным фасадом. И мы закрыли его хохломой. И она настолько прижилась, что сейчас хохлому снимать нельзя - люди не поймут. Но если при открытии магазина мы бар воспринимали как некую дотационную организацию, которая позволяет затащить туда людей, то сейчас он приносит равную сумму с магазином, как это ни странно.

От хохломы до Путина в розочках

Как поменялся модный бизнес за последние годы?

Раньше дизайнер и конечный клиент находились на огромном расстоянии друг от друга - для подтверждения клиенту цены, а дизайнеру для возможности творчески самореализоваться. Между ними была прослойка профессионалов, что вело к огромным затратам. Сейчас все схлопнулось. Дизайнер и клиент хотят быть напрямую связаны, и это такими темпами развивается, что скоро дизайнер и клиент будет один и тот же человек.

Но где же тогда дизайн, мода, волшебство? Появится высокая мода, это будет действительно искусство в единичном экземпляре, сделанное для одного клиента за безумные деньги. И если в 2000-х мне было четко понятно, как строится luxury-бренд и как он потом зарабатывает, то сейчас все переходит в производство и в гонку за самой низкой ценой.

Все стало проще?

Стало выглядеть проще, а на самом деле сложнее. Идет битва производителей: кто даст лучшую цену на один и тот же товар. Из-за этого мода сильно упростилась, она стала одно­образной, разница только в цене.

Но тогда речь не о моде, а просто об одежде?

Это тоже мода. Что такое мода? Это то, что потребляют, то, что люди хотят. Но сейчас это не то, что хотели 10 лет назад. Подростка не заставить надеть брендованные дорогие вещи, он просто не понимает зачем. Ему нужно как у всех, мы приходим к униформе. А как у всех - это одно большое производство, кроссовки однообразные за $7,60.

Что нужно делать для сохранения бренда, если у всех все одинаковое?

Два пути. Если очень далеко смотреть, то это либо построение гигантского полугосударственного производства с огромным штатом стилистов, с фактически состоявшимися дизайнерами, владеющими своими брендами. То есть ты становишься таким большим, что поглощаешь бренды в свой дизайнерский отдел. Очень скоро это все произойдет, не будет конкретного имени дизайнера на одном производстве, вот и все. Второй путь - сопротивляться, играть по старым правилам. Придумывать, делать свои коллекции, как правило, не справляться с необходимостью понижения цены производства и не получать того роста, который должен быть.

Вы за первый вариант? Расширение производства, масштабность?

Да, у меня есть проработки этой схемы. Опять же, взаимоотношения с инвесторами изменились. Это не так, что «я придумал, как сделать, а у тебя есть деньги». То, о чем я говорю, глобально, с этим проектом нельзя прийти в какую-то банковскую структуру или договориться с богатым человеком. Это государственная машина, и тогда можно выиграть. И в принципе у меня сейчас в эту сторону движение.

Но футболки-то будут?

Там будет все, что нужно человеку на потребу. Я же раньше тоже делал вещи, которые нужны были людям, а не то, что хотел внедрить искусственно. Я слышу: вот ты сделал какую-то надпись или Путина в розочках. Что ты имел в виду?

Ребята, я ничего не имел в виду, я сделал только то, о чем вы все вместе коллективно думали. Я как зеркало отразил, перенес в вещь, и вы хотите ее купить именно потому, что это ваша мысль, а не моя. Я как художник не имею права иметь своего политического взгляда на что-либо.

Я больше аккумулирую в себе ваши переживания, пытаюсь их прочувствовать и собрать, чтобы выдать тот товар, который вам нужен.

Симачев и его команда

По сути дела, у вас сейчас такое затишье перед бизнес-бурей.

Наверное. Обо мне говорят, что я делаю какие-­то рестораны, что Симачев занимается интерьерами. Всех интерьеров в моем списке дел 3%, сами делайте выводы.

Вы сказали, что успех дизайнера - его команда. Сколько сейчас у вас человек?

Да. Если раньше у меня были только бренд «Денис Симачев» и команда, которая его делала, то сейчас у меня проекты в семи совершенно разных областях. Не могу сказать каких, но это скоро станет известным. Я уже три года занимаюсь построением системы градообразующих предприятий. Защитил кандидатскую и сейчас буду писать докторскую на эту тему. Это будущее - производство в глобальных масштабах.

Вы считаете себя олицетворением российского дизайна или мирового?

Трудный вопрос. Корни того, что я делаю, отечественные, а выстроено все по международному формату. Мой бренд с хорошими русскими корнями, но скорее западный.

Где та точка, в которой дизайн как творчество переходит в бизнес?

А дизайн - это творчество вообще? Например, живопись для меня творчество. Но если говорить про современную живопись - это дизайн. Творчество - это когда художник сидит в подвале, допивает последнюю бутылку портвейна, работы нет, ушла девушка... И он последними красками, которые почти засохли, что-то творит, потому что у него в душе что-то происходит. И он уверен, что завтра умрет. И уж точно не думает, как эту картину подороже продать. Художник в этом состоянии находится на лодочке в открытом океане, доплывет он или нет, неизвестно. А дизайн ведь что такое? Это математика, архитектура во всем. Чертеж, построение, бизнес-план. Ты отсекаешь лишнее. Там мало творчества.

Путин - это провокация? Это часть того самого бизнес-плана, чтобы как-то зацепить публику?

Провокация. Зачем нужны провокации? Если глобально про бренд, то за короткий срок нужно было о себе заявить, нужно было создавать информационный повод, чтобы обсуждали, печатали и говорили.

Но у меня не было расчета. Я скорее поймал в обществе это настроение вокруг человека, этого образа, придал ему некую загадочность в виде розочек в обрамлении, чтобы все-таки фига в кармане присутствовала и каждый смог найти свою идею в изображении, мысль, которая зреет, но вслух ее не говорят. То же было и с моими коллекциями. Они не соответствовали году выпуска, не были в тренде сезона среди дизайнеров. Поэтому коллекции, созданные 10 лет назад, до сих пор актуальны. И по-прежнему продаются в Столешниковом.

О вашем градообразующем проекте. Есть же примеры марок одежды, которые попытались стать тем самым российским производством, но у них как-то не получается. Это служит вам примером?

Да. Лучше учиться на ошибках других.

Например, чего не стоит делать?

Не не-сотрудничать с государством, например. То есть не вычеркивать государство из своих планов. Только так. Ни в коем случае не частными методами. Делать все самому, но с поддержкой государства.

Мы оставим это в интервью.

Правильно.

Кто не рискует, не пьет в Denis Simachev

Вот это пространство, «Хулиган», где мы сейчас находимся, это в первую очередь бар?

Это скорее дизайн-студия, которая закамуфлирована под клубное пространство.

Планировалось, что «Хулиган» станет сетью, но пока он выглядит как единственный в своем роде проект. Как это может быть тиражировано?

Это так же, как «Симачев-бар»: хотели растиражировать, даже бренд-бук сделали. Потом стало понятно, что это не «Макдоналдс», трудно уникальные творческие вещи перевести в серию.

Вы везде предпочитаете быть главным, все контролировать?

Я везде хочу быть на своем месте, так скажем. В любом партнерстве важен результат. Как он юридически выглядит, неважно. Если это работает на результат, тогда это можно назвать бизнесом. Когда начинается выяснение, кто больше, кто меньше, то будущее пропадает. Поэтому я стараюсь всегда договариваться со всеми моими партнерами так, чтобы был и контроль, и рост. Для меня вообще смысл скорее в росте, потому что деньги, если ты все правильно построил, тебя догонят, даже если ты бежать будешь. Если ты все правильно просчитал, то к тебе они сами придут, я думаю. Нельзя какую-то формулу своего процента высчитать. Все проекты разные, доля участия, интереса, перспектив. Как предугадывать риски? Скорее, надо доверять своей чуйке и рисковать. Потому что если не рисковать, то будешь всегда недоволен происходящим.

Сколько человек работает сейчас в «Симачев продакшн»?

Человек сорок, наверное. «Продакшн» - это то, что на свету. Разработка дизайн-концепций. Сейчас много обращений от государственных компаний, хотят просто подчистить то, что у них есть: все, что связано с визуализацией, концепцией, пиаром - то, что осталось со времен 1990-х.

Есть уже реализованные проекты?

Есть. И в последнее время предложений прибавилось. Я это делаю без упоминания бренда «Симачев». Так как имя дезориентирует общество.

Но вы для этих структур придумываете их бренд.

И бренд, и концепцию развития - на чем они могут заработать деньги.

А дизайн, например, дачи или дома?

За это не берусь. Это уже «ателье».

Если к вам придет человек из списка российского Forbes и скажет: я ресторан купил, хочу, чтобы ты мне его оформил. Сделаете?

Очень абстрактное предложение - человек из Forbes, ресторан. Я представляю этих людей, многих знаю. Очень странно, если бы я от них услышал что-то подобное. У меня были предложения - сделай дизайн, допустим, частных владений. Я отказывался. Я потрачу на это столько же времени, сколько на большой проект. Микроскопом гвозди заколачивать неправильно, он для другого придуман. Я порекомендую кого-то, кто это сделает хорошо.

Почему вы, зарабатывая сейчас на концепциях для больших структур, которые в 1990-е начинали и хотят сейчас себя обновить, не рассказываете про это сотрудничество?

Не рассказываю, потому что не хочу ассоциаций. Соглашаюсь - потому что это большие структуры, которые останутся в истории, и мне это интересно. Мне это интересно с исторической точки зрения, так скажем. Но в то же время не хочу, чтобы говорили, что Симачев - это тот, кто делает ребрендинги. Зачем мне это? У меня свои проекты.