Россия – США: паритет невозможен. Чего стоил ядерный паритет Ядерный паритет

Ядерный паритет - ситуация, когда противостоящие государства (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это понятие лежало в основе холодной войны, и соответственно большей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

США

Массированное возмездие

Доминировавший после окончания Второй мировой войны в Европе в военном отношении Советский Союз считался угрозой для западных стран, и было принято решение интенсивно наращивать ядерные силы для возможного крупного удара по СССР. Президент США Дуайт Эйзенхауэр назвал этот подход «массированным возмездием» (англ. massive retaliation ). Однако вскоре развитие арсенала и способов его доставки по обе стороны достигли такого предела, что потребовалась новая доктрина.

Взаимное гарантированное уничтожение - ядерное сдерживание

Новая доктрина США появилась в результате исследований Джона Нэша и Томаса Шеллинга в области теории игр, сотрудничества и конфликта. В 60-х годах министр обороны США Роберт Макнамара употребил термин «гарантированное уничтожение» - по его словам, способность США нанести значительный вред СССР после первого ядерного удара. Впоследствии появились термины «взаимное гарантированное уничтожение» (англ. mutual assured destruction ), а также «ядерное сдерживание» (англ. nuclear deterrence ), обозначающие ключевой момент стратегии: зная, что даже после успешного первого удара разрушительный ответный удар неизбежен, разумные противники не пойдут на конфликт.

Данный подход, принятый обеими сторонами, успешно предотвратил ядерную войну и большинство ядерных конфликтов в XX веке. Недостатки подхода проявились во время Карибского кризиса, произошедшего во времена значительного перевеса ядерных сил США, а также ряда случаев ложного срабатывания СПРН.

В конце холодной войны был принят и выполнен ряд соглашений о количественном сокращении ядерных сил, однако до последнего времени их у США и России по-прежнему хватало для взаимного уничтожения.

Современная доктрина

В настоящее время США приняли и активно следуют доктрине абсолютного военного доминирования над потенциальными противниками, исключающей не только паритет, но саму возможность достижения паритета в будущем. Стратегия национальной безопасности, принятая в 2002 году администрацией Джорджа Буша, гласит:

Также в 2002 году США вышли из договора об ограничении систем противоракетной обороны, принятого в 1972 году для ограничения гонки вооружений. Некоторые американские эксперты указывают на то, что дорогостоящие современные разработки систем противоракетной обороны не в состоянии защитить от первого удара и, следовательно, могут быть полезны США только в качестве защиты от ответного удара.

СССР и Россия

В СССР официальная точка зрения с самого начала гонки вооружений объясняла развитие ядерных сил необходимостью сдерживания агрессии недосягаемых для наземных сил США.

Ядерный паритет

С самого появления ядерного оружия СССР стремился развить ядерные силы, сопоставимые с американскими. СССР вторым испытал ядерную бомбу 29 августа 1949 года, и первым - готовую водородную 12 августа 1953 года. Ценой немалых усилий примерный паритет был достигнут к началу семидесятых годов. Термин «ядерный паритет» был распространён в основном в СССР, так как доктрины США делали упор либо на превосходстве, либо на гарантированном втором ударе.

Разоружение и разумная достаточность

Постепенно с развитием вооружений и количественным сокращением армии - и особенно после достижения ядерного паритета - в СССР становится общепринятой официальная позиция «борьбы за разоружение». Был принят ряд ключевых международных договоров, ограничивающих развитие ядерного оружия при сохранении паритета, в том числе:

  • Договор о запрещении испытаний ядерного оружия (1963)
  • Договор о нераспространении ядерного оружия (1969)
  • Договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972)
  • ОСВ-2 (1979)
  • ОСНВ-1 (1991)

За ОСНВ-1 и развалом СССР последовал ряд дополнительных договоров, количественно ограничивающих арсенал России и США.

Современная доктрина

Официальный документ «Военная доктрина Российской Федерации», принятый 21 апреля 2000 года, содержит следующие положения:

  • Россия «сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против неё и (или) её союзников»;
  • «готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе… до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности».

В комментариях Министерства обороны указывается, что «сдерживание будет основываться на их (сил) способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии».

В данный момент Россия наращивает свой ядерный потенциал путём совершенствования технологии и выделения на это соответствующих средств из государственного бюджета.

Другие государства

Понятие «ядерный паритет» применяется в основном к СССР/России и США с их союзниками. До сих пор ядерный арсенал ни одной страны (включая Китай) не может сравниться с запасами этих стран. Остальные ядерные державы периодически пропагандируют свои ядерные возможности в политических целях с ограниченными региональными последствиями.

Приведенная арифметика говорит не о ядерном паритете России и США, а о стратегическом балансе, который заставляет Вашингтон, какие бы чувства по отношению к российской политике ни испытывали его руководители, подписывать с Москвой Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. А если учесть, что подобного соглашения США больше не имеют ни с одной другой страной мира, то становится очевидно, что в отношении стратегических вооружений они считают Россию равной себе. Что, конечно же, очень многим в администрации, Сенате и Конгрессе Соединенных Штатов крайне не нравится. Но деваться некуда, там вынуждены считаться с мерами, предпринимаемыми Россией с целью укрепления своей национальной безопасности.

А об этих мерах в интервью российским телеканалам недавно говорили вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр иностранных дел Сергей Иванов. Общий смысл их заявлений в том, что ни в какой гонке вооружений мы участвовать не будем, но к 2020 году стратегический ядерный щит России будет обновлен на все 100%.

Тут, правда, возникает естественный вопрос: мы обновим свой ракетно-ядерный щит на 100%, существующие на сегодняшний день или на 100%, соответствующие требованиям Договора СНВ-3? Мнения по этому поводу у специалистов разнятся. Одни из них считают, что уровень в 700 развернутых стратегических ракет сковывает развитие наших сил ядерного сдерживания. Другие, наоборот, предполагают, что цифры, заложенные в Пражском соглашении, избыточны для решения этой задачи. В советское время, говорят эксперты, считалось, что для того чтобы заставить вероятного противника, такого, как, к примеру, Соединенные Штаты, прекратить агрессию против нашей страны, надо нанести ему неприемлемый ущерб и доставить до его территории примерно 200–250 ядерных боеголовок.

Сегодня, утверждают специалисты-ракетчики, порог чувствительности тех же США резко пошел вниз. По трагическим событиям сентября 2001 года, когда два «Боинга», захваченных террористами, врезались в башни-близнецы Международного торгового центра, видно, какой шок у американского населения вызвала эта рукотворная катастрофа, унесшая жизнь трех с половиной тысяч человек. В этом же ряду стоит и августовский 2005 года ураган «Катрина» в Новом Орлеане, от которого город, потерявший более полутора тысяч своих жителей, по-настоящему не оправился до сих пор. А что может произойти с тем же Нью-Йорком, если над ним разорвется два или три ядерных боеприпаса? А после ядерного удара по высокогорной плотине где-нибудь на Великих озерах? Вода может смыть в один момент полстраны.

Сколько нужно ракет для спокойствия?

Какими необходимо обладать сегодня потенциальными возможностями, чтобы нанести вероятному противнику неприемлемый ущерб и донести свои ядерные боеголовки до того или иного вероятного агрессора, чтобы даже мысль о нападении на Россию показалась ему ночным кошмаром? И сколько для этого необходимо иметь ракет и ядерных боеголовок? Тем более при наличии глубоко эшелонированной системы ПРО, которую сейчас создают США? Не исключено, говорят специалисты, что даже с развертыванием системы противоракетной обороны по границам нашей страны эта цифра может быть гораздо меньше, чем 700 развернутых ракет и 1550 боевых блоков, определенных СНВ-3.

Конечно, кому-то подобные рассуждения могут показаться чудовищными и циничными по самой своей сути. Но, может быть, только для тех гражданских лиц, которые живут своей жизнью, никогда не задумываясь, что стоит за их спокойствием и безопасностью. А военные, которые призваны обеспечить эту безопасность, защитить национальные интересы и независимость своей страны, не могут не заниматься такими арифметическими подсчетами. Или похожими на них исследованиями и расчетами. Как говорится, на всякий пожарный случай. На аналогичном анализе и строится политика сдерживания серьезного вероятного агрессора и предотвращения широкомасштабной войны, от кого бы угроза такой агрессии и подобной войны ни исходила.

Наша страна не собирается добиваться паритета в стратегическом ядерном вооружении ни с каким государством. В том числе и с тем, чьи расходы на собственную армию в десять раз превосходят расходы на оборону России. Она, в меру своих экономических и технических возможностей, обновляет стратегические ядерные силы сдерживания и добросовестно выполняет обязательства по Договору СНВ-3. Как показывают недавние учения РВСН, в том числе и на Алтае, сохраняет эти стратегические силы сдерживания в высокой степени боевой готовности. Не как угрозу кому-либо, а как суверенное право на обеспечение своей национальной безопасности и безопасности своих союзников.

А сколько иметь стратегических ракет и ядерных боеголовок к ним, решать, конечно, не журналистам и экспертам. Эта математическая задача не для них. Для этого есть Верховный Главнокомандующий, Совет безопасности и Генеральный штаб Вооруженных сил России. Им же нести и ответственность за принятые решения и их исполнение. Нам же, обычным гражданам, ясно только одно: таких вооружений, исправных и боеготовых, способных предотвратить любую агрессию, должно быть у нашей страны необходимое и достаточное количество. Не больше, но и не меньше.

На вопрос Что такое ядерный паритет? заданный автором Посольство лучший ответ это ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ – обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных – по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации. Характеризуется идентичным потенциалом для осуществления ядерного нападения и нанесения неприемлемого ущерба противнику, отражения его ударов и снижения их эффективности.
Обеспечивается примерным равенством:
1 - числа стратегических баллистических ракет наземного базирования, ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
2 - степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
3 - информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, а также систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны.
Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны, особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными высокоточными неядерными средствами.
Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.
В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных боеприпасов, средств их доставки (носителей) и систем управления. Их наличие обеспечивает каждой стороне (при осуществлении разоружающего, ответно-встречного или ответного удара) нанесение противнику гарантированного (заданного) «неприемлемого ущерба». Этот уровень должен рассчитываться и обеспечиваться с учетом имеющихся у сторон средств противоракетной обороны, оперативной готовности, мобильности и боевой устойчивости ударных (наступательных) средств всех видов базирования, боевой живучести ядерных средств и их средств боевого управления.

Ответ от Игорь Долгих [гуру]
Ядерный паритет - это обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, бо́льшей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

См. Военно стратегический паритет … Военный энциклопедический словарь

Ядерный паритет - примерное равенство ядерных вооружении противостоящих сторон (СССР и США, ОВД и НАТО). Принцип Я. п. был заложен в ряде заключённых между СССР и США соглашений, однако США, по существу, отказались от соблюдения этого принципа и развернули гонку… … Словарь военных терминов

- (от лат. paritas равенство) равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности платёжных средств, равенства прав и… … Википедия

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ - – обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных – по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их… … Война и мир в терминах и определениях

- … Википедия

Ядерное вооружение США История … Википедия

См. также: Баланс сил (геополитика) Стратегический паритет состояние международных отношений, обеспечивающее равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон, война между которыми неизбежно вызывает… … Википедия

Ядерный паритет обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, большей части мировой политики второй половины XX… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия

Книги

  • Космос - моя судьба (+ DVD; количество томов: 2) , Бакланов Олег Дмитриевич , В настоящем - третьем издании публикуются дневниковые записи Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Олега Дмитриевича Бакланова (1932), которые он вёл в камере следственного… Категория: Дневники. Письма. Записки Серия: Издатель: Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН) ,
  • Атомный конструктор № 1 , Кремлев Сергей , Страна знает имена выдающихся конструкторов ракет, самолётов, танков и артиллерийских орудий… Но имя атомного конструктора СССР №1 Давида Абрамовича Фишмана (1917-1991), известно лишь… Категория:

50-летию РВСН, которое Россия отметила 17 декабря 2009 года, «Военно-промышленный курьер» посвятил серию публикаций. Сегодня, как бы подводя итог, мы предоставляем слово командующему Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенанту Андрею Швайченко. Свой взгляд на историю развития и становления РВСН, стоящие перед ними задачи и проблемы он изложил на военно-исторической конференции в Военной академии РВСН имени Петра Великого. Точная, объективная оценка пройденного пути особенно важна именно сегодня, когда готовится новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, о содержании которого российской общественности мало что известно.

{{direct}}

При поддержке всего народа

Р акетные войска стратегического назначения были созданы 17 декабря 1959 года. Конечно, полвека – не столь значительный срок для вида Вооруженных Сил или рода войск, но повод подвести итоги и наметить дальнейшие перспективы налицо.

Однако если учесть темпы, которыми развивались РВСН, и значение, которое они приобрели сегодня в системе национальной безопасности страны, нельзя не отметить, что за столь небольшой срок самые «молодые» войска прочно заняли ведущее место в выполнении задач обеспечения обороноспособности России. И то, что почти 65 лет страна живет в условиях мира, – один из главных итогов существования РВСН, заслуга ученых и конструкторов нашей ракетно-ядерной техники, поколений ракетчиков, непрерывно несущих боевое дежурство и обеспечивающих неснижаемую готовность войск к выполнению поставленных боевых задач, высокий уровень надежности и управляемости ракетных комплексов, безопасность стратегического ракетно-ядерного оружия.

РВСН создавались не на пустом месте. Их основа была заложена в послевоенные годы, когда для ликвидации атомной монополии и географической недосягаемости США Советский Союз был вынужден форсировать создание собственного ядерного и ракетного оружия.

Без военного опыта экономической мобилизации, опыта коренной перестройки целых отраслей народного хозяйства, вплоть до капитального строительства крупномасштабных объектов, трудно представить, насколько затянулся бы процесс создания ракетно-ядерного оружия и массового оснащения им ВС. Можно с уверенностью сказать, что своего послевоенного взлета отечественное ракетостроение достигло в значительной мере благодаря правильному обобщению и умелому использованию опыта Великой Отечественной. Только это обеспечивало оборону страны на уровне, исключающем возможность развязывания против нас новой агрессии.

Фото: ИТАР-ТАСС

Ровно через год после Великой Победы, 13 мая 1946 года было принято постановление Совета министров СССР, в котором намечались конкретные меры по созданию ракетно-ядерного оружия в самые короткие сроки. Начато строительство полигонов, развертывание вузов и научно-исследовательских институтов, определены задачи министерствам и ведомствам, сформирована первая ракетная часть под командованием генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого.

Выдающимися научно-теоретическими достижениями отечественных ученых и конструкторов стали разработка и успешное испытание в 1949 году ядерного заряда, а в 1957-м – первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Эти достижения – результат напряженного труда коллективов, возглавляемых Игорем Курчатовым, Сергеем Королевым, Юлием Харитоном, Михаилом Янгелем и другими основоположниками создания отечественного ракетно-ядерного оружия.

В 40–50-е годы прошлого века были заложены основы решения научных проблем в области баллистики ракет, совершенствования ядерных зарядов, топлив и материалов, систем управления, принципов эксплуатации вооружения. Этот этап – важнейший в истории развития РВСН. Он подготовил базу для их создания как самостоятельного вида ВС.

Историческая закономерность развития ядерных сил страны привела в 1959 году к необходимости структурного оформления их главного компонента – сил наземного базирования – в самостоятельный вид ВС. С этого момента Ракетные войска стратегического назначения прошли несколько этапов развития.

Этап 1959–1965 годов характерен становлением РВСН как вида ВС. В это время осуществлялось широкомасштабное развертывание ракетных частей и соединений, оснащенных ракетами средней дальности и межконтинентальными ракетами, способными решать стратегические задачи в удаленных географических районах и на любых ТВД.

Первым главнокомандующим Ракетными войсками был назначен главный маршал артиллерии, Герой Советского Союза Митрофан Неделин. Имея колоссальный опыт войн, пройдя все командные должности до заместителя министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике, он внес большой вклад в создание РВСН, разработку, испытание и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия.

К середине 60-х была создана сеть военно-учебных заведений для подготовки офицеров-ракетчиков, организована подготовка личного состава частей и подразделений, разработаны и внедрены системы боевого дежурства, централизованного боевого управления войсками и оружием. При формировании Ракетных войск в них направлялись высокоподготовленные генералы и офицеры, имеющие богатый боевой и жизненный опыт. Именно ветераны Великой Отечественной стояли у истоков создания РВСН. Их опыт позволил в короткие сроки создать первооснову нового, самого мощного и грозного в современной истории вида ВС. Главный штаб РВСН, ракетные армии и корпуса возглавляли генералы, прошедшие Великую Отечественную, абсолютное большинство командиров дивизий, бригад, полков и дивизионов, командиров частей специальных войск также были фронтовиками. Особо трудная роль в освоении ракетно-ядерного оружия, создании уникальных стартовых комплексов, обустройстве войск и постановке их на боевое дежурство выпала начальникам ракетных полигонов и командирам дивизий первого поколения.

Сегодня, в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы должны отметить, что первые ракетные части формировались на базе прославленных частей и соединений Советской армии, имевших фронтовой опыт. Около семидесяти ракетных соединений и частей унаследовали боевые знамена, почетные наименования и государственные награды, которыми были отмечены героизм и доблесть советских воинов в боях Великой Отечественной. Тридцать девять ракетных соединений и частей по преемственности получили наименование «Гвардейские».

В результате напряженного труда ракетчиков, промышленности и военных строителей уже к 1965 году были поставлены на боевое дежурство группировки, вооруженные ракетами средней дальности – Р-5, Р-12, Р-14 и межконтинентальными ракетами – Р-7, Р-16, Р-9А с наземными и шахтными пусковыми установками, разработанными в конструкторских бюро Сергея Королева и Михаила Янгеля. Для разработки двигателей и систем ракет, наземных и шахтных стартовых позиций были привлечены конструкторские бюро, возглавляемые Валентином Глушко, Владимиром Барминым, Виктором Кузнецовым, Семеном Косбергом, Евгением Рудяком, Борисом Коноплевым и Владимиром Сергеевым.

Ракетные войска стратегического назначения стали колыбелью отечественной космонавтики. На основе ракет Р-7 и Р-7А были созданы лучшие для своего времени ракеты-носители космических аппаратов. 4 октября 1957 года весь мир стал свидетелем успешного запуска в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли. Ракетостроение превратилось в самостоятельную отрасль промышленности.

Мы, догоняя США в атомном вооружении, тем не менее первыми создали и испытали водородную бомбу, первыми создали межконтинентальные баллистические ракеты, спутники Земли, долговременные орбитальные станции и многое другое.

Становление нового вида Вооруженных Сил продолжалось под руководством прославленных военачальников Великой Отечественной войны – Маршалов Советского Союза: дважды Героя Советского Союза Кирилла Москаленко, Героя Советского Союза Сергея Бирюзова, дважды Героя Советского Союза Николая Крылова.

В 1962 году, всего через два с половиной года после образования Ракетных войск на их долю выпало решение сложной и ответственной задачи по предотвращению американского вторжения на Кубу. Как известно, основной вклад в разрешение Карибского кризиса внесли РВСН и ракетчики – участники операции «Анадырь». В составе командования Группировки советских войск на Кубе от РВСН были генерал-лейтенанты Павел Данкевич, Павел Акиндинов, генерал-майор Леонид Гарбуз. Непосредственное командование соединением РВСН на Кубе осуществлял генерал-майор Игорь Стаценко.

Карибский кризис был самым опасным за все годы холодной войны. Существовала реальная вероятность перерастания его в большую войну. К счастью, обеим сторонам хватило разума не допустить ядерной катастрофы. Это была первая мирная победа нового, недавно созданного вида Вооруженных Сил, первый опыт ядерного сдерживания от развязывания войны, подтвердивший правильность принятых решений на создание Ракетных войск.

Ответные меры

В 1960-е годы США сделали новый рывок в наращивании стратегических наступательных сил за счет масштабного развертывания межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен», доведя их число до 1000 единиц. В то время Советский Союз уступал Соединенным Штатам по числу межконтинентальных баллистических ракет более чем в пять раз. Возникла необходимость создания новых типов ракет с улучшенными характеристиками. И такие ракеты с одиночными стартами типа Р-36, УР-100, РТ-2 были созданы в конструкторских бюро, возглавляемых Михаилом Янгелем, Владимиром Челомеем, Сергеем Королевым. Эти ракеты второго поколения отличались высокой боеготовностью, точностью попадания в цель, живучестью, сокращением численности личного состава и практически не уступали по основным ТТХ ракетам «Минитмен».


Фото: ИТАР-ТАСС

Для развертывания крупной группировки ракетных комплексов ОС потребовалось формирование и обустройство в короткие сроки новых ракетных соединений в необжитых районах Урала, Сибири и Казахстана, довооружение, а затем и полное перевооружение дивизий, ранее поставленных на боевое дежурство. Эта крупная задача решалась Ракетными войсками под руководством Маршала Советского Союза Николая Крылова.

О громадных объемах работ, затратах материальных, финансовых и людских ресурсов только за два первых года строительства ракетных комплексов с ракетами УР-100 и Р-36 красноречиво свидетельствуют официальные сравнительные данные. Стоимость строительства стартовых позиций для этих ракет была соизмерима со стоимостью строительства Куйбышевской и Красноярской ГЭС вместе взятых.

Ценой громадных усилий всей страны в начале 70-х была развернута мощная группировка РВСН, не уступавшая по количественному составу и боевым характеристикам межконтинентальным баллистическим ракетам США. РВСН стали главной составной частью стратегических ядерных сил страны. Впервые за многие годы удалось достигнуть примерного военно-стратегического паритета между СССР и США, который сохраняется до настоящего времени.

В 70-х годах Соединенные Штаты предприняли попытку нарушить сложившийся баланс стратегических сил. Они оснастили свои ракеты разделяющимися головными частями индивидуального наведения, в результате чего с 1970 по 1975 год общее количество боеголовок на американских баллистических ракетах увеличилось более чем в два раза.

В ответ на это с нашей стороны были созданы и развернуты новые ракетные комплексы третьего поколения с ракетами УР-100Н и Р-36М. Они были разработаны в конструкторских бюро Владимира Челомея и Владимира Уткина. Принципиально новой разработкой стал мобильный ракетный комплекс средней дальности РСД-10, созданный под руководством Александра Надирадзе.

Особая роль в успешном решении задач перевооружения РВСН на новые ракетные комплексы принадлежала главнокомандующему РВСН, главному маршалу артиллерии, Герою Социалистического Труда Владимиру Толубко. Под его руководством разрабатывались научно обоснованные принципы боевого применения ракетных соединений и частей в операциях РВСН.

В начале 80-х США в очередной раз наращивают свой ядерный потенциал. На этот раз за счет развертывания новых ракетных систем наземного базирования «МХ» и морского базирования «Трайдент». Эти ракетные системы существенно превосходят по боевой эффективности ракеты «Минитмен-3» и «Посейдон-С3». Кроме того, сильнейшим дестабилизирующим фактором становится «стратегическая оборонная инициатива», провозглашенная президентом США Рейганом. Она предусматривала не только развертывание в космосе противоракетного и противоспутникового оружия, но и платформ с ядерным оружием.

И вновь необходимо было принимать ответные меры. В боевой состав РВСН вводятся мобильные и стационарные ракетные комплексы четвертого поколения с ракетами РТ-23 УТТХ, Р-36М2 «Воевода» и «Тополь». Мобильный грунтовый ракетный комплекс «Тополь», созданный в конструкторском бюро под руководством А. Надирадзе и Б. Лагутина, а также боевой железнодорожный ракетный комплекс и «тяжелая» ракета «Воевода», созданные в конструкторском бюро, возглавляемом В. Уткиным, не имели аналогов в мировой практике ракетостроения.

Ракетные войска в этот период возглавлял Герой Советского Союза генерал армии Юрий Максимов, участник Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане. Он внес большой вклад в развитие группировки мобильных ракетных комплексов, разработку принципов их боевого применения, а также в поддержание боевой готовности РВСН в условиях реализации Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Внедрение в РВСН ракетных комплексов четвертого поколения было сопряжено с решением ряда нетрадиционных задач, таких, как разработка принципов боевого применения новых мобильных железнодорожных и грунтовых боевых ракетных комплексов, обустройство маршрутов боевого патрулирования, организация боевого управления и боевого дежурства в движении и на полевых стартовых позициях.

Достигнутый баланс ядерных сил, технологический и научный паритет в ракетостроении, изменения военно-политической обстановки в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия позволили по-новому осмыслить и оценить бесперспективность гонки вооружений, пойти на обоюдные сокращения ядерных вооружений. Это был исторический рубеж общественного развития ХХ века и роль РВСН в его достижении первостепенная.

После распада СССР

В 1992 году в жизни ВС и РВСН произошло важное событие – были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации и в их составе – Ракетные войска стратегического назначения. Их первым главнокомандующим был назначен генерал-полковник Игорь Сергеев – профессиональный ракетчик, ставший впоследствии министром обороны Российской Федерации, Героем России и ее первым маршалом.

В этот период происходил процесс ликвидации ракетно-ядерного оружия на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, который завершился в 1996 году. Но главное – были развернуты работы по созданию ракетного комплекса «Тополь-М» с участием исключительно российской кооперации. Сохранение ядерного потенциала РВСН позволило России как правопреемнице СССР закрепить за собой статус ядерной державы, обеспечив тем самым без всякого преувеличения как европейскую, так и глобальную стабильность в мире.

Важные события в истории современных РВСН России произошли в 1997 году. Тогда в соответствии с указом президента Российской Федерации РВСН военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны были объединены в единый вид Вооруженных Сил. На этом этапе руководство обновленными Ракетными войсками возглавил генерал-полковник Владимир Яковлев. Проведенная реорганизация позволила сократить численность войск за счет интеграции или ликвидации параллельных, дублирующих структур в органах управления, частях и учреждениях, в том числе и в сети военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций. Кроме того, за счет объединения были сокращены потребности в ресурсах, номенклатуре ВВТ. Важно также, что было принято решение о поэтапном переходе к одному типу вооружения – ракетному комплексу стационарного и мобильного базирования «Тополь-М» с единой ракетой РТ-2ПМ2. 30 декабря 1998 года первый ракетный полк этого ракетного комплекса стационарного базирования заступил на боевое дежурство в Татищевской ракетной дивизии.

С 1 июня 2001 года РВСН преобразованы из вида ВС в два самостоятельных, но тесно взаимодействующих рода войск центрального подчинения: Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска. С этого времени до 2009 года Ракетные войска стратегического назначения возглавлял генерал-полковник Николай Соловцов. Он внес значительный вклад в сохранение ракетной группировки, структуры и состава РВСН, обеспечивающих ядерное сдерживание. Под его руководством в течение этих лет в РВСН с учетом договорных обязательств между Россией и США проведен ряд мероприятий, направленных на модернизацию и оптимизацию боевого состава ракетной группировки с одновременным выполнением структурных преобразований войск.

В этот период осуществлены масштабные мероприятия по совершенствованию ракетной группировки: выводятся из боевого состава выработавшие эксплуатационный ресурс боевые железнодорожные комплексы и ракетные полки, имеющие на вооружении «тяжелые» ракеты Р-36М УТТХ, продолжается перевооружение РВСН на новые ракетные комплексы. В частности, завершается перевооружение на подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М» второго по счету полка Тейковского ракетного соединения. В Татищевском соединении будут продолжены подготовительные работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования шестого по счету ракетного полка.

К новому облику

Что касается перспектив развития РВСН, то они юридически закреплены в соответствующих указах президента России и постановлениях правительства. В сентябре 2008 года президентом РФ Дмитрием Медведевым утвержден облик Вооруженных Сил РФ на 2016 год и на перспективу до 2020 года. В части, касающейся РВСН, предусмотрено формирование оптимального состава группировки РК, обеспечивающей решение задач ядерного сдерживания в составе СЯС.

Для успешного решения задач, поставленных РВСН, структура перспективной ракетной группировки будет, как и сейчас, двухкомпонентной, с сохранением стационарных РК, обладающих высокой боевой готовностью к немедленному применению, и мобильных РК высокой живучести. Такой подход позволит с минимальными затратами и рисками по реализуемости обеспечить адекватную реакцию на возникающие и прогнозируемые угрозы. Упор в построении перспективной ударной группировки РВСН будет сделан на ее качественное преобразование. К концу 2016 года ракетные комплексы с продленными сроками эксплуатации составят не более 20% группировки, а новые ракетные комплексы – не менее 80%. Произойдет качественное совершенствование систем боевого управления войсками и оружием. В этот же период будет осуществляться разработка перспективных ракетных комплексов.

Что касается количественного состава перспективной ударной группировки РВСН, то он, безусловно, будет зависеть от тех договоренностей, которые прописываются в новом российско-американском договоре по СНВ. Вместе с тем, учитывая достаточно продолжительный срок выполнения будущего договора (в течение 7 лет), мы сохраним рачительный подход к «выстраиванию» перспективной группировки РК. Как и сегодня, ни одна пусковая установка, ни один ракетный полк не будут выводиться из боевого состава до истечения максимально возможных сроков эксплуатации.

Ядерный статус России как историческая реальность сохранится на обозримый период до тех пор, пока в результате научно-технического прогресса или изменения характера международных отношений ядерное оружие не утратит своей сдерживающей роли. Полагаю, что в ближнесрочной перспективе оно сохранит свою ведущую роль в обеспечении военной безопасности государства, а опора на ядерное сдерживание обеспечит необходимый запас времени и баланс сил для формирования нового облика ВС России в целом, подъема их на новый качественный уровень. Как на современном этапе, так и в перспективе стратегические ядерные силы России, имеющие на вооружении стратегическое ракетно-ядерное оружие, в наибольшей мере будут отвечать геостратегическому и экономическому положению страны, обеспечивать сдерживание агрессии против Российской Федерации и ее союзников.