Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации. Основные положения концепции национальной безопасности российской федерации Концепция национальной безопасности российской федерации кратко

Обеспечение безопасности - это непрерывный целенаправленный процесс. Минимальными требованиями, выполнение которых позволяет его реализовать, являются: достаточный уровень изученности объекта обеспечения безопасности, наличие критериев определения уровня безопасности, знание и наблюдаемость внешних и внутренних угроз, наличие механизмов воздействия на объект обеспечения безопасности и источники угроз.

Обеспечение национальной безопасности предполагает решение множества проблем. Это выявление круга национальных интересов и существующих угроз, концептуальное выражение национальной безопасности, обеспечение ее соответствующей нормативной базой, конкретные практические меры по обеспечению безопасности и создание условий по их реализации.

Под концепцией национальной безопасности в науке понимается форма организации знаний, дающая целостное представление о сущности, структуре, функциях, целях, тенденциях развития системы национальной безопасности.

Формирование концепции национальной безопасности в стране стало актуальным в начале 90-х гг. и составило важнейшую задачу ученых, политиков, лидеров политических партий, движений, государственных лея гелей. Последующая практика показала, что российскому государству был крайне необходим программный документ общенационального характера, определяющий политику в области обеспечения безопасности.23

Можно выделить несколько основных причин, обусловивших необходимость создания концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Кризисное состояние общества по всем показателям достигло крайней черты, за которой под вопросом оказываются не только приоритеты в отдельных сферах развития, но и существование государства, его суверенитет, территориальная целостность, управляемость и жизнеспособность. Эти обстоятельства определили необходимость уточнения системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии государства по обеспечению этих интересов.



Концепция национальной безопасности должна была в какой-то мере заполнить духовный вакуум в обществе. Общество нуждалось в объединительном стержне, вокруг которого можно было бы сформировать согласие в рамках основных насущных общероссийских интересов, целей и возможностей.

Концепция позволила бы привести всю систему обеспечения национальной безопасности, включающую силы, средства, органы, нормативно-правовую базу их функционирования, в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем морально-психологической готовности общества к переменам.

К причинам необходимости создания концепции национальной безопасности следует отнести и ее методологическую значимость. Этот политический документ должен был стать основой для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности. Основные концептуальные позиции нашли свое воплощение в дальнейшем и в Стратегии национальной безопасности, принятой в 2009 г. 24

Несмотря на то, что концепция потеряла свою юридическую силу, ею была заложена база для дальнейших юридических документов, научных разработок по проблемам обеспечения национальной безопасности.

О проблемах национальной безопасности, ее составляющих на страницах печати развернулись дискуссии. Были проведены конференции, семинары, круглые столы с участием крупных специалистов в области политики, нрава, экологии, демографии, политологии, военных. Свое видение состояния безопасности, составных компонентов концепции национальной безопасности представляли лидеры политических партий и движений.

По мнению ученых, концепция безопасности должна включать в первую очередь всесторонний анализ безопасности как целостной системы интересов и угроз, опасностей для личности, общества, государства и защиты интересов. Во-вторых, в концепции должны быть разработаны своего рода модели безопасности на временном п территориальном уровне, | где теория сопрягалась бы с практикой (с практическими рекомендациями). И, в-третьих, из концепции национальной безопасности должна вытекать военная доктрина, органически связанная с концепцией и сформированная в её рамках.25

Методологическое основание для разработки концепции национальной безопасности дает понимание безопасности как целостной системы (политической, экономической, военной, информационной и других видов безопасности) и как взаимосвязи интересов (ценностей, целей), угроз (опасностей), зашиты интересов.

«Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей». В основу концепции были заложены современные взгляды на проблемы безопасности, накопленный отечественный опыт разработки концептуальных и программных документов, основные программные документы, определяющие приоритеты текущей политики Российской Федерации.

В Концепции четыре основных раздела: 1. Россия в мировом сообществе. 2. Национальные интересы России. 3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. 4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 26

В первом разделе был дан краткий обзор положения России в формирующемся многополярном мире, где при сохраняющемся значении в международных отношениях военно-силовою фактора все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Отмечалось, что современный период в развитии международных отношений открывает для России новые возможности обеспечения своей безопасности. Созданные предпосылки для демилитаризации международных отношений и укрепление роли права в урегулировании спорных проблем позволяют мобилизовать ресурсы для внутреннего развития страны. Имеются перспективы интеграции России в мировую экономику, расширилась общность ее интересов с другими государствами. В то же время этот период сопряжен с рядом особенностей, связанных с изменением положения России в мире: значительно снизилось ее влияние на решение кардинальных вопросов международной жизни: усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях; недостаточно эффективные многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности ограничивают возможности России для обеспечения интересов национальной безопасности политическими и правовыми средствами. С другой стороны, концепция отметила, что угрозы усиливаются и в связи с недостаточно устойчивыми позитивными тенденциями во внутреннем развитии государства и общества. Однако говорилось, что «Россия имеет вес предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа, и играть важную роль в мировых процессах». К таким предпосылкам можно отнести: значительный экономический и научно-технический потенциал страны; уникальное стратегическое положение России на евразийском континенте; значительные запасы сырья и ресурсов: сформированные основные институты демократической государственности и многоукладной экономики; многовековая государственность; культура; национальные интересы и традиции.28


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Национальный интерес это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, выразителем и защитником которой в практике внешней политики является государство. Интерес выступает как побудительный мотив активного поведения людей, осознающих потребности в совместных действиях по обеспечению безопасности своего государства. И в этом отношении в сфере внешней политики национальные и государственные интересы являются тождественными, Т.к. под государством здесь понимаются характеристики всей страны, а не совокупность политических институтов, занимающихся профессиональной политикой. Национальные интересы формируются на базе национальных ценностей, складывающихся в ходе исторического процесса, развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны.

Формализованное изложение национальных ценностей России содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. Это утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение всех пародов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями: осознание себя частью мирового сообщества. И если национальные ценности имеют наименее подвижный. Стабильный характер, то национальные интересы по сравнению с ними более динамичны. Коренными политическими интересами нации во внутреннем аспекте является политическая стабильность в обществе, а во внешнем национальная независимость, суверенитет, территориальная целостность.29


Совокупность основных интересов личности, общества и государства составляет систему национальных интересов России. Их изложению был посвящен второй раздел Концепции. Проблема cooтношения приоритетов интересов государства и личности являлась предметом обсуждения на протяжении многих веков. В зависимости от ее решения создавались и соответствующие отношения между личностью и государством. Известно, что Конфуций, Платон, Макиавелли, многие политические деятели новейшей истории отдавали предпочтение государству. Человек при этом оказывается средством решения государственных дел, послушным орудием государства. Другие - от Сократа, для которого человек мера всех вещей, до современных либеральных демократов с их декларированием безбрежной свободы личности - утверждают приоритет человека перед государством.

В истории России государство и государственность, всегда ставились во главу угла при решении любых проблем. Считалось, что человек все должен делать во имя укрепления государства, а уж оно, в свою очередь, помолот человеку вето вопросам. Реальность оборачивалась тотальностью государственности, игнорированием «человека-винтика» в сложном государственном механизме.

Современный этап российской истории характеризуется значительным уменьшением роли государства в решении самых различных вопросов, что влечет за собой издержки во всех сферах.

Как верно В.П. Гулин, “сама поста ковка вопроса „человек или государство”, „человек средство или цель”" не корректна. Не следует противопоставлять их интересы с позиции формальной логики „или - или". Подход и условиях современной России должен быть с позиций диалектической логики “и – и”. Необходимо исходить из баланса личности, общества, государства, из взаимной ответственности человека и государства за национальную безопасность”. 30

Интересы личности Концепция определила как реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

Интересы общества заключаются в упрочении демократии и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовном возрождении России.

Государственные интересы состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в установлении стабильности, безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

Интересы личности, общества и государства находят свое конкретное проявление в различных, сферах жизни. Ключевыми из них являются национальные интересы в области экономики, т.к. комплексное решение проблем, связанных с реализацией всех и а национальных интересов, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического производства. Только такое производство способно обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентноспособными товарами, а вооруженные силы - техникой и оружием. Наиболее актуальными здесь являются: обеспечение функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства; защита интересов отечественных производителей; повышение инновационной и инвестиционной активности: постоянный контроль стратегических pесурсов страны; поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.31

стратегических ресурсов страны; поддержание научною потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере заключаются в обеспечении гражданскою мира, национального согласия, территориальной целостности. единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества. Сюда относится также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в обществе, национального и регионального сепаратизма. Обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России может решение таких задач, как согласование интересов народов, населяющих страну, налаживание их сотрудничества, проведение отвей - ! венной и взвешенной национальной политики государства. Концепция акцентировала внимание на интересах государства в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, где требуется резкое ограничение экономической и социально-политической основы этих явлений, и па выработке комплексной системы мер для эффективного пресечения преступлений и правонарушений.

Ход преобразований во всех сферах жизни и их результат во многом определяются национальными интересами в области духовной жизни, культуры и пауки, которым в Концепции уделяюсь весьма ограниченное внимание. Это вполне закономерно, т. к. именно эти сферы, и в первую очередь духовная жизнь, имеют в определяющей степени субъективно-личное гный характер и вряд ли могут быть в полной мерс представлены в нормативно-правовом документе.

Интересы России во внешнеполитической сфере в определяющей мере обусловлены ее геостратегическим положением. Реальность такова, что именно геополитический фактор вызвал больше всего войн и революций в истории человечества. 32

Сущность его заключается в неравномерном распределении плодородных земель, энергетических источников, сырьевых ресурсов на поверхности Земли. Россия занимает центральную стратегическую позицию в Европе, на ее территории существовали и продолжают существовать условия для создания мобильной экономической и военной мощи, опираясь на которую, государство может наносить удары по всем направлениям. Однако в столь же высокой мере страна может подвергаться ударам со всех направлений. Специалисты высказывают мнение о том, что «ни внутреннее состояние России, ни се геостратегическое положение не благоприятствуют сейчас проведению активной глобальной политики, а в ближайшие годы наибольших усилий потребуют ее региональные интересы».

Концепция определяла основные составляющие внешнеполитического курса по реализации интересов России в международной сфере: формирование добровольного и интеграционного объединения стран СНГ; развитие равноправного партнерства с державами центрами экономической и военной мощи; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом: упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми процессами, в которых Россия Играет важную роль. Генеральной линией внешнеполитического курса является упрочение позиции России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, а безусловным приоритетом в настоящее время и в перспективе - обеспечение нерушимости границ и территориальной Целостности государства, защита конституционного строя от возможных посягательств других государств. 33

Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав п свобод российских граждан и соотечественников за рубежом

Защиту жизни, достоинства, международно признанных прав и свобод российских граждан и соотечественников за рубежом Концепция включила в перечень национальных интересов России и международной сфере. Несмотря на то, что в Концепции отмечалась важность развития диалога и сотрудничества, по сути дела, со всеми странами в мире, особое значение придавалось отношениям с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества, т. к. развитие равноправных партнерских отношений с ними призвано укрепить безопасность, создать благоприятные условия для участия страны в мировом сотрудничестве.

Национальные интересы в информационной сфере потребовали усиления деятельности общества и государства по решению таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан к области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий.

В Концепции отмечалось, что российские национальные интересы в Оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности от военной агрессии со стороны других государств.

Принципиально важным является тот факт, что Концепция оговаривала необходимые условия реализации национальных интересов" России. Это возможность самостоятельно решать внутренние задачи. независимо от позиций и намерений других государств и их сообществ, а также способность поддерживать уровень жизни населения, обеспечивающий национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

В заключении второго раздела Концепции подчеркивалось, что национальные интересы являются долгосрочными, они определяют основные цели страны на ее историческом пути и формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. 34

Вместе с тем, в литературе высказывалось мнение и о возможности вычленения, наряду с долгосрочными интересами, среднесрочных и краткосрочных.

Долгосрочными интересами Российской Федерации во внешнеполитической сфере являются:

Сохранение обшей стабильности в мире;

Ликвидация очагов напряженности вблизи границ Российской Федерации;

Сохранение нормальных отношений со всеми государствами и перевод этих отношений на уровень партнерства;

Укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и друз их международных организаций;

Дальнейшее углубление процесса разоружения одновременно с поддержанием вооруженных сил России на уровне, необходимом для поддержания безопасности и выполнения международных обязательств.

Среднесрочные интересы включают:

Нормализацию и стабилизацию отношений со странами СНГ;

Достижение согласия с ними в координации как общей политики, так и конкретных действий в сфере взаимной безопасности, укрепление связей в области обороны:

разработку и ведение системы взаимодействия со странами НАТО; достижение приемлемой для России договоренности об урегулировании вопроса о южных островах Курильской гряды для снятия барьера для развития сотрудничества с Японией;

Соглашение с КНР. фиксирующие отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий; 35

Нормализация отношений с треугольником стран Афганистан - Пакистан - Иран с цепью выработки соглашения о взаимном признаний нерушимости границ, налаживание сотрудничества, но без ущерба для аналогичных отношений с Индией;

Установление нормальных отношений с государствами, возникшими после распада Югославии.

Краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации:

Прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к Кавказской границе;

Достижение договоренности об экономическом пространстве в рамках бывшего СССР и. соответственно, о режиме границ между государствами;

Претворение в жизнь договоренностей, касающихся обеспечения режима государственных границ по всему периметру бывшею Советского Союза;

Достижение договоренное ген между Российской Федерацией и другими-государствами СНГ но вопросам зашиты от ядерною нападения, а также укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия.

Можно отметить, что в продвижении своих интересов за истекшие со времени принятия Концепции годы Российская Федерация достигла определенных позитивных результатов.

Большое практическое значение имеет осознание реальных и Нереальных интересов. К реальным интересам относятся те, которые выражают необходимые, жизненно важные потребности и имеют инструментарий для их удовлетворения. Такие интересы обслуживают выживаемость, стабильность общества как социальной системы, Именно здесь имеются реальные условия превращения возможности в действительность. 36

Нереальные интересы, являясь иллюзорными, не могут быть реализованы в данных условиях, их осуществление требует изменения условий обстановки.

Следует еще раз напомнить о том, что в обобщенном виде безопасность следует рассматривать как состояние защищенности национальных интересов от угроз. И поэтому вполне логично, что следующий, трети раздел Концепции был посвящен рассмотрению угроз национальной безопасности Российской Федерации.37

Концепция национальной безопасности Российской Федерации

17 декабря 1997 года в сложной внутриполитической обстановке, в целях консолидации усилий федеральных и местных органов власти, организаций и граждан РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности РФ (Указом Президента РФ № 1300) впервые была утверждена Концепция национальной безопасности - официальная система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.


В январе 2000 года исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24). В новой редакции были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.


Были определены национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.


Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.


Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.


Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.


Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Уже через два года ситуация в мире, в стране и на ее границах потребовала внесения ряда дополнений и изменений в Концепции.


В Концепции впервые были четко и системно обозначены основные угрозы нашей национальной безопасности (НБ). Плачевное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально - политическая поляризация российского общества, криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создали широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.


Концепция установила основные задачи в области обеспечения НБ РФ. Ее обеспечение и защита интересов России в экономической сфере признаны приоритетными направлениями политики государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности РФ. Указаны основные направления защиты конституционного строя в России, обозначены важнейшие задачами в области борьбы с преступностью. Отмечалось, что обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.


Главной целью обеспечение военной безопасности РФ признавалось обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов РФ отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности РФ.


В области охраны и укрепления здоровья граждан признавалось необходимым усиление внимания общества, органов власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.


В Концепции были определены приоритеты в экологической сфере: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения, предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф и др.


Российская Федерация недвусмысленно заявила всему миру, что намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Новые правовые демократические институты, вертикальная структура органов власти РФ, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации задач национальной безопасности РФ - залог динамичного развития России в XXI веке.


Выполняя задачи, поставленные Концепцией, Россия в течение первого десятилетия XXI века преодолела многие негативные последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта многополярных международных отношений.


Однако в условиях глобализации процессов мирового развития, политических и экономических отношений, формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Поэтому Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. 12 мая 2009 года Президент РФ, Председатель Совета Безопасности РФ Д.А.Медведев подписал Указ № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.


Одновременно утратили силу Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 1997, № 52, ст. 5909) и Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности РФ" (Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 170).


Главная задача Стратегии НБ (как и предыдущей Концепции), - консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ в сфере обеспечения национальной безопасности. Стратегия является фундаментальной основой для: совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, государства.


Указ обязывает все ведомства и общественные структуры, включая всю систему образования, а также заинтересованных граждан, начать работы по его реализации в пределах своей компетенции и решаемых общих задач. Как отмечается в Стратегии НБ, ее реализация "призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ".


Преподавателям и обучающимся полезно знакомиться с ежегодным докладом о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, который Президент поручил готовить Секретарю Совета Безопасности РФ. Одновременно ведется большая работа всех ведомств по вопросам реализации Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и по приведению нормативных правовых актов в соответствие с задачами и направлениями Стратегии.


Следовательно, и в нашей сфере образования предстоит большая работа по обновлению стандартов, программ, учебных пособий по курсу БЖ. Цели и проблемы НБ стоят в полной мере перед образовательными учреждениями и являются неотъемлемой составляющей курса ОБЖ. Это и делает Стратегию НБ и ее понятийный аппарат важнейшим документом, определяющим направления дальнейшего развития содержания курсов БЖ и ОБЖ, их углубления и расширения, особенно в направлении социально-экономических, информационн0-психологических, криминальных и иных аспектов безопасности, которые недостаточно были ранее представлены в образовательном пространстве. Указ Президента прямо и недвусмысленно актуализирует задачи подготовки нового учебно-методического обеспечения предмета БЖ в соответствии со Стратегией НБ.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации *(290) - это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности РФ состоит из четырех разделов. Первый раздел определяет официальные взгляды на место России в мировом сообществе. Концепция констатирует, что положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе ожидается более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Второй раздел определяет национальные интересы России.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В третьем разделе раскрываются угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Последствия просчетов при проведении реформ проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, а также активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В четвертом разделе раскрываются вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

  • 3.1. Основные понятия воинской обязанности
  • 3.2. Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета
  • Первоначальная постановка граждан на воинский учет
  • Обязанности граждан по воинскому учету
  • 3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе
  • Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
  • 1. Командные воинские должности
  • 2. Операторские воинские должности
  • 3. Воинские должности связи и наблюдения
  • 4. Водительские воинские должности
  • 5. Воинские должности специального назначения
  • 6. Технические воинские должности
  • 7. Прочие воинские должности
  • 3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
  • Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
  • Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан
  • Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
  • 3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
  • Глава 4. Военная служба
  • 4.1. Правовые основы военной службы
  • Статус военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • Льготы военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • 4.2. Международное гуманитарное право
  • 4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине
  • 4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу
  • Прохождение военной службы
  • Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок
  • 4.5. Прохождение военной службы по контракту
  • 4.6. Как стать офицером Российской армии
  • Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования
  • Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования
  • 4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
  • Военные сборы
  • Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
  • 4.8. Ответственность военнослужащих
  • Дисциплинарная ответственность
  • Уголовная ответственность
  • 4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни
  • Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества
  • 5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
  • 5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
  • Основные виды воинской деятельности и их особенности
  • Операторские воинские должности в Сухопутных войсках
  • Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах
  • Технологические воинские должности в Военно-Морском Флоте
  • 5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников
  • Морально-психологические требования
  • 5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
  • 5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Раздел II. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи
  • Глава 6. Символы воинской чести
  • 6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы
  • 6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе
  • 6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Ритуал приведения к Военной присяге
  • Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части
  • Ритуал вручения личному составу вооружения и военной техники
  • Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку
  • 6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Форма одежды старшин, сержантов и солдат, проходящих военную службу по призыву
  • Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России
  • 7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества
  • 7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России
  • 18 Апреля – день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)
  • 21 Сентября – день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарским войском в Куликовской битве(1380)
  • 7Ноября – день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612)
  • 10 Июня – день победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709)
  • 9 Августа – день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714)
  • 24 Декабря – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием а. В. Суворова (1790)
  • 11 Сентября – день победы русской эскадры под командованием ц. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)
  • 8 Сентября – день Бородинского сражения русской армии под командованием м. И. Кутузова с французской армией (1812)
  • 1 Декабря – день победы русской эскадры под командованием п.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)
  • 23 Февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918), День защитников Отечества
  • 5 Декабря – день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941)
  • 2 Февраля – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
  • 23 Августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943)
  • 27 Января – день снятия блокады города Ленинграда (1944)
  • 9Мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
  • 7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
  • Раздел III. Гражданская оборона
  • Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
  • 8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
  • 8.2. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
  • Ядерное оружие
  • Химическое оружие
  • Бактериологическое оружие
  • Обычные средства поражения
  • 8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
  • 8.4. Эвакуация населения из зон поражения
  • Правила поведения при эвакуации
  • 8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
  • Убежища
  • Противорадиационные укрытия (пру)
  • 8.6. Средства индивидуальной защиты
  • 8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения
  • Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
  • Мероприятия медицинской защиты
  • Правила поведения в очаге радиоактивного заражения
  • Правила поведения в очаге химического заражения
  • Правила поведения в очаге бактериологического заражения
  • Правила поведения при землетрясениях
  • Правила поведения при наводнениях
  • 8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
  • Приложение 1. Учебные сборы
  • Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
  • Организация караульной службы, обязанности часового
  • Строевая подготовка
  • Строи и управление ими
  • Строевые приемы и движение без оружия
  • Воинское приветствие
  • Огневая подготовка
  • Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
  • Порядок сборки автомата после неполной разборки
  • Приемы и правила стрельбы из автомата
  • Производство стрельбы
  • Начальное упражнение для стрельбы из автомата
  • Тактическая подготовка
  • Современный общевойсковой бой и его характеристика
  • Действия солдата в бою
  • Физическая подготовка
  • Утренняя физическая зарядка
  • Приложение 2. Альтернативная гражданская служба
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы
  • Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
  • Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Приложение 4. Ордена и медали России
  • Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)
  • I. Общие положения
  • II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе
  • III. Добровольная подготовка граждан к военной службе
  • Приложение 8. Перечень военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Список литературы
  • 1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

    Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

    Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

    Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей. Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира. Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

    Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России. Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

    Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

    Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

    Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

    Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

    Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

    Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

    Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

    Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

    В международной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, прежде всего с государствами СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойных стандартов.

    Интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении прав и свобод в области получения информации и пользования ею, в развитии современных коммуникационных технологий, в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    Интересы в военной сфере заключаются в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

    Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

    Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

    В Концепции подчеркнуто, что важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В третьем разделе Концепции раскрыт весь спектр существующих угроз национальной безопасности России.

    В сфере экономики угрозы обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией (застоем) аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия, предметов потребления и предметов первой необходимости. Отмечается ослабление научно-технического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающие утратой передовых позиций в мире, усилением внешней зависимости и подрывом обороноспособности.

    Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, которые ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, подрывают федеративное устройство и социально-экономический уклад страны. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, неконтролируемая миграция способствуют усилению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов. Единое правовое пространство страны размывается вследствие местничества и несоблюдения приоритета Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.

    Основными факторами, способствующими росту преступности и коррупции, стали серьезные просчеты, допущенные при проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы, отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность органов правопорядка увеличивают эту опасность.

    Угрозу национальной безопасности в социальной сфере создают рост бедности и безработицы в стране, а также глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями социального кризиса стали резкое сокращение рождаемости, продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, ослабление главной фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения, правовой нигилизм.

    Угрозы нашей национальной безопасности проявляются в попытках ряда государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Налицо стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков. Уже разработаны концепции информационных войн, средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, методы нарушения функционирования телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним, в том числе через Интернет.

    Возрастают масштабы угроз в военной сфере. Переход некоторых государств к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации обстановки в мире. Технологический отрыв и наращивание возможностей ведущих держав по созданию вооружений нового поколения создают предпосылки нового этапа гонки вооружений, коренного изменения способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

    Угрозы национальной безопасности в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

    Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности каждого члена общества осознать глобальность и важность этих проблем.

    Четвертый раздел Концепции посвящен задачам и мерам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами в этой области являются:

    Своевременное прогнозирование внешних и внутренних угроз;

    Реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

    Обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее пограничного пространства;

    Подъем экономики, преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников;

    Обеспечение личной безопасности человека, его конституционных прав и свобод;

    Совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

    Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства России всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

    Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

    Подъем и поддержание военного потенциала государства;

    Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    Принятие эффективных мер по выявлению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

    Коренное улучшение экологической ситуации в стране. Далее в Концепции подробно рассматриваются задачи и меры обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, поскольку они являются приоритетными направлениями политики государства и базовыми для реализации всех иных задач.

    Основными направлениями обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической сфере являются:

    Усиление государственного регулирования в экономике;

    Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства.

    Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях роста благосостояния общества и каждого гражданина. Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

    Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства страны путем совершенствования отношений федеральных органов с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.

    Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

    Обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

    Разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

    Выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

    Совершенствование механизма, препятствующего созданию партий и объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели, и пресечение их деятельности;

    Консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, так как Россия крайне заинтересована в искоренении этих опасных явлений, выработка системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;

    Формирование системы социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

    Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

    Выявление, устранение причин и условий, порождающих преступность;

    Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

    Укрепление системы правоохранительных органов, создание условий для их эффективной деятельности;

    Привлечение всех государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

    Расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

    В целях предупреждения коррупции и легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать систему финансового контроля, усовершенствовать меры правового воздействия, механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц, а также соответствия их расходов этим доходам.

    В сфере борьбы с терроризмом необходимо шире использовать международный опыт, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции.

    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния народов России, духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для показа программ, пропагандирующих насилие, низменные проявления, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

    Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов стран – участниц Содружества Независимых Государств, без создания социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

    В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы: усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи; осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности; реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

    Необходимы обновления организации и ведения гражданской обороны, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

    Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена:

    На проведение активного внешнеполитического курса; упрочение механизмов многостороннего управления мировыми процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;

    На обеспечение благоприятных условий для развития страны, сохранения глобальной и региональной стабильности;

    на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом с применением мер политического, экономического и иного характера;

    На развитие отношений и интеграционных процессов с государствами – участниками СНГ;

    На полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

    На содействие урегулированию конфликтов под эгидой ООН и других международных организаций;

    На достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

    На выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации вооружений, укрепления доверия и стабильности, обеспечения международного контроля за экспортом и оказанием услуг военного и двойного назначения;

    На содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

    На развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.

    В предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной военной мощи. Важнейшей задачей является осуществление сдерживания агрессии любого масштаба против России и ее союзников. Страна должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях.

    Вооруженные Силы боевым составом мирного времени должны обеспечивать надежную защиту страны от воздушного нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы должны обеспечивать участие Российской Федерации в миротворческой деятельности. Одним из направлений обеспечения военной безопасности нашей страны является сотрудничество с государствами – участниками СНГ.

    Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

    Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы, включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации окажутся неэффективными.

    Применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

    Реализация изложенных в Концепции приоритетов, задач и направлений осуществляется через систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, а также необходимые силы и средства.

    Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

    Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

    Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

    Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

    Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
    - улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
    - обеспечить политическую стабильность;
    - укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
    - повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

    Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

    Документ состоит из нескольких основных разделов :

    1. Общие положения

    В разделе раскрываются:

    Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
    - суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
    - важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
    - суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


    2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

    В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

    Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

    В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

    Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

    3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

    Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

    В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

    Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
    - развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
    - достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
    - укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
    - проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

    4. Обеспечение национальной безопасности.

    Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

    Особенности национальной обороны РФ
    - государственная и общественная безопасность;
    - сфера культуры;
    - качество жизни граждан РФ;
    - экономический рост;
    - образование, технологии, наука;
    - область здравоохранения;
    - экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

    Стабильность стратегии и партнерские отношения.

    В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

    5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

    Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

    По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

    Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

    Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

    Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

    6. Характеристики национальной безопасности .


    Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

    Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
    - уровню роста потребительских цен;
    - уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
    - величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
    - уровню безработицы в РФ;
    - объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
    - дециальному коэффициенту.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш