Vii всемирный конгресс финно угорских народов. На живописных берегах Балатона

«1. Общие положения: 1.1.Всемирный конгресс финно-угорских народов (далее Конгресс) является форумом для представителей финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий, и который в своей деятельности опирается на «Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира. (Сыктывкар, 1992).

Утверждение “независимо от правительств” является фальшивым. Как мы все знаем, единственный путь проведения Всемирных конгрессов, а также финансирования деятельности Консультативного комитета – это финансовая поддержка со стороны правительств. Правительства принимающей страны обеспечивают основное финансирование Всемирных конгрессов, в то время как правительства Эстонии, Финляндии и Венгрии финансируют работу Консультативного комитета (ККФУН). Хотя само по себе это не означает, что обсуждение вопросов на Всемирных конгрессах так или иначе идёт в пользу преимущественно этих стран, но это означает, что само существование Всемирных конгрессов во многом зависит от правительств.

Более важно то, что, особенно в России, власти всех уровней оказывают влияние на состав делегаций финно-угорских народов России, особенно в этом году, что делает зависимым от правительств, по крайней мере, состав делегатов, а тем самым и содержание дискуссий. Подробнее об этом позже. Давайте сейчас посмотрим на формальные цели Всемирных конгрессов.

2. Цели Конгресса :

2.1. Содействие развитию сотрудничества между финно-угорскими народами, а также между финно-угорскими и другими народами в области культуры, науки, образования, информации, права, экологии, социально-политических вопросов и экономики;

2.2. Содействие в развитии языков и культур, а также этнической идентичности финно-угорских народов;

2.3. Содействие в реализации международных норм в области прав человека, прав народов на самоопределение и прав коренных народов “.

По п. 2.1: Есть множество хороших примеров сотрудничества во многих этих областях, особенно в области культуры и науки (в том числе в финно-угроведении, этнологии и т.д.), однако почти все это не имеет никакого отношения к Всемирным конгрессам. В определённой степени сотрудничество между финно-угорскими народами происходит несмотря на, а не благодаря Всемирным конгрессам. За эти последние 6 лет я не слышал ни об одной инициативе Всемирного конгресса или Консультативного комитета, которая бы “содействовала дальнейшему сотрудничеству между финно-угорскими народами” в этих областях. Вместе с тем я увидел примеры, как проваливалось такое “содействие дальнейшему сотрудничеству». Не понаслышке, а «из первых рук», своими глазами я видел, как новые инициативы «взлетали», развивались и становились устойчивыми без всякой связи и поддержки со стороны Всемирных конгрессов – будь то Фестиваль финно-угорских фильмов, семинары финно-угорской Википедии или Культурные столицы финно-угорского мира.

Позвольте мне начать с примера Программы «Культурные столицы финно-угорского мира». На последнем Всемирном конгрессе в Шиофоке (Siófok) я выступал от имени МАФУН об этой программе, которая тогда находилась в стадии разработки, и в ходе работы Секции культуры нам удалось внести её в качестве рекомендации в итоговый документ Секции культуры. Правление МАФУН предполагало, то это будет основой для сотрудничества между МАФУН и ККФУН, с тем чтобы расширить базу поддержки этой программы. Однако вначале координаторы ККФУН не нашли время в своем плотном графике, чтобы обсудить это. Позднее, после многочисленных усилий со стороны руководства МАФУН, ККФУН на своём заседании формально одобрил программу и согласился создать совместную рабочую группу. Но после этого всё сломалось. После того, как МАФУН отправил ККФУН письмо с конкретными предложениями о том, как работать вместе, не пришло никакого ответа. Не было ответа и на второе, и на третье письмо. Тогда, в конце концов, МАФУН отказался от координации своей деятельности с ККФУН и сделал все в одиночку. В настоящее время это устойчивая финно-угорская межкультурная программа, которую даже Специальный докладчик ООН по вопросу о правах коренных народов, г-жа Виктория Таули-Корпуз (Ms. Victoria Tauli-Corpuz), назвала хорошим примером защиты и продвижения культурных прав коренных народов в мире. С другой стороны, время, которое МАФУН и я потратили на привлечение ККФУН, просто потеряно впустую. А тот факт, что в одном из документов секции Конгресса была упомянута эта инициатива, уже не имеет значения, так как это ничего не изменило.

По п.п. 2.2. и 2.3.: Именно они вызывают наибольшую критику системы Всемирных конгрессов. В принципе, оба они являются важными целями. Любые виды моральной, политической и практической помощи со стороны международного финно-угорского движения конкретным финно-угорским народам при решении стоящих перед ними конкретных вопросов должны быть в верхней части повестки дня финно-угорского движения. Именно здесь должна быть общая финно-угорская солидарность. Однако, это именно та область, где система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания наиболее сильно.

Очевидно, что “помощь” в этом контексте не может означать только мероприятия, которые проводятся в ходе Всемирных конгрессов или резолюции конгресса в качестве официальных результатов-«продуктов» Всемирных конгрессов. Выступления, дискуссии и резолюции сами по себе никому помочь не могут. Поэтому единственной помощью, которую система Всемирных конгрессов в теории может оказать, является советы и консультации ККФУН по актуальным проблемам-вопросам отдельным финно-угорским народам, их организациям и активистам между Всемирными конгрессами, но в соответствии с решениями-резолюциями Всемирного конгресса. Но даже этого не происходит. За прошедшие годы я снова и снова слышал о тех случаях, когда активисты или организации, наивно думая, что KKFUN может действительно оказать хоть какую-то поддержку, на деле не получили никакой помощи. Их либо оставляли без ответов на их письма (наиболее типичный сценарий), или им неофициально говорили, что ККФУН в действительности не может влиять на что-либо, и что народы должны сами решать свои вопросы-проблемы. Тот факт, что ККФУН принимает решения на основе консенсуса, также не помогает ему выполнять свою совещательно-консультативную роль.

Позвольте мне показать несколько конкретных примеров того, как ККФУН не оправдал надежд – не смог помочь финно-угорским народам:

· Закрытие марийской школы в Васькино (). Это была школа с этнокультурным компонентом в селе Васькино Пермского края, в котором имеется этническое марийское население. После того, как местные власти решили закрыть школу, жители села начали активную кампанию: в средствах массовой информации, с органами власти и т.д. Они несколько раз обращались в ККФУН с просьбами о помощи, консультациями, однако ККФУН хранил молчание.

· Другой пример из Пермского края. Одним из наиболее организованных и наиболее эффективных финно-угорских инициатив прошлых лет были финно-угорские социально-экономические форумы в Пермском крае. В то время как организаторы приглашали членов ККФУН принять участие в качестве экспертов, просили ККФУН направить форумам официальные приветствия, ККФУН никогда даже не ответил. А когда местные власти эффективно отменили 3-й Международный форум в 2011 году, отключив отопление в единственном отеле в Кудымкаре, организаторы обратились в ККФУН за поддержкой, но не получили никакого ответа.

· И третий пример – от ижор. В 2014 году ижорские и водские общины начали кампанию протеста против планируемого строительства карбамидного завода около порта Усть-Луга. Одно из первых писем было адресовано ККФУН 20 января 2014 года от имени ижорской организации “Шойкула” и Водского культурного общества. Они попросили сотрудничество и конкретную помощь. Тем не менее, они так и не получили никакого официального ответа на их письмо, не говоря уже о какой-либо помощи. Один из членов Консультативного комитета, г-н Петр Тултаев, даже умудрился посмеяться над ижорами и водью, говоря, что он на самом деле не понимает их озабоченность, и что мордва, с другой стороны, была бы счастлива, если такой карбамидный завод был бы построен на их землях. В любой другой части мира такая позиция рассматривалось бы как неприемлимо оскорбительно-возмутительной, особенно если бы нечто подобное заявил какой-нибудь защитник коренных народов или прав национальных меньшинств. А в “финно-угорском мире» никто даже не заметил, не говоря уже о протестах.

Это всего лишь несколько примеров, но все они являются частью общей картины поведения ККФУН – который на деле не оказывает помощи, не оказывает поддержку тем, кто её просит. Когнитивный диссонанс между заявленными целями Всемирных конгрессов и реальностью ошеломляют.

Кроме того, я считаю, это особенно странно читать о приверженности Всемирного конгресса к праву на самоопределение народов, в свете следующей темы – формирование делегаций.

“3. Делегаты, участники Конгресса

3.1. Делегаты съезда свободно выбираются народами , механизм формирования делегации не регламентируется.

3.2. – / … / Процедуры формирования делегаций должны быть прозрачными и принимать во внимание законодательство указанной страны в отношении НКО / … /

Что касается “свободно выбираются народами”. Что значит “свободно”? Для меня это означает «свободный от вмешательства со стороны властей (национальных, региональных, местных)». Но тот, кто следит за событиями в прошлом, и, особенно, за этим Всемирным конгрессом знает, что это просто не соответствует действительности, по крайней мере, когда речь идет о России.

В то время как в прошлом это вмешательство было сфокусировано на формировании состава делегаций, в этом году дополнительный аспект является их размер . Были скоординированы усилия по сокращению размеров делегаций до абсолютного минимума. В целом эта стратегия сработала:

· удмурты: от разрешённых 20 – до 5

· мари: от разрешённых 20 – до 7

· мордва: от разрешённых 20 – до 6

· карелы: от разрешённых 20 – до 13

· коми-пермяки: от разрешённых 20 – до 1 (!!!)

Почему я так уверен, что это была скоординированное вмешательство государства, а не свободное и добровольное решение народов (их представительных органов)? Ключом для понимания этого является то, какую “новую” роль самостоятельна приняла на себя Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации (АФУН РФ) в планировании текущего Всемирного конгресса. Несмотря на то, что АФУН РФ совсем недавно получила статус ЭКОСОС НКО, она не представляет гражданское общество, но является инструментом российского правительства, в частности, Федерального агентства по делам национальностей. Членство АФУН не имеет демократического мандата какого-либо народа. Самое главное, что у АФУН РФ формально нет какой-либо роли в процессах системы Всемирный конгресс/Консультативный комитет, судя по документации последних. Тем не менее, АФУН РФ, казалось бы из ниоткуда возникла в 2015 году с обращением к российским организациям финно-угорских народов избегать прямого контакта с Консультативным комитетом по вопросам подготовки Всемирного конгресса и работать только через АФУН РФ. В то же время АФУН РФ начал делать свои собственные запросы Консультативному комитету, чтобы формировать повестку дня Всемирного конгресса, добавив такие темы, как “борьба с угрозой фашизма в некоторых странах финно-угорских народов”. Существует письменное свидетельство всего этого.

Кто-нибудь на самом деле думает, что подобные идеи приходят от самих финно-угорских народов, по их собственной инициативе? Ничем, кроме как указаниями со стороны властей, нельзя объяснить такого рода поведение отдельных побочных представителей финно-угорских народов, так использующих право участия в этих процессах. Другим примером агрессивного поведения и вмешательства АФУН РФ в этот процесс является тот факт, что, например, удмуртская делегация каким-то образом должна была быть сформирована только из числа представителей АФУН РФ, что действительно является очень странным требованием. В результате, АФУН РФ фактически узурпировала планирование конгресса в этом году в некоторых, если не в большинстве финно-угорских регионов России и, таким образом, был обеспечен значительный контроль государства над составом делегаций. Результатом этого является Конгресс с нейтрализованными делегациями нескольких финно-угорских народов России, которые состоят из делегатов, которые никогда не будут публично выражать какую-либо критическую мысль, и, возможно, будут вообще без единой мысли на этом съезде.

Точную степень этого вмешательства трудно измерить, но лично я убежден, что, по крайней мере делегации удмуртов, мордовских народов, карелов, марийцев и коми-пермяков – как с точки зрения размера, так и состава – были тщательно соркестрированы местными властями. Это несколько самых крупных финно-угорских народов России. Единственным возможным исключением из этого правила является делегация Коми, которая, по крайней мере, не была значительно уменьшена в размерах.

Таким образом, положение, что делегации “свободно избираются народами” абсурдно, почти полностью противоположно реальности. Тем не менее, все эти делегации тепло приветствовались здесь в Лахти в Сибелиус-Тало, рассматриваются в качестве законных представителей своих народов. Они едят, пьют и наслаждаются великолепной культурной программой, разработанной хозяевами за счет государства Финляндии. В то же время многие из лучших и наиболее эффективных финно-угров, некоторых из которых я имею честь знать, никогда не имели возможность стать членами делегаций своих народов. Моя финно-угорская солидарность – с ними, вот почему я не принимаю участие в этом 7-м Всемирном конгрессе.

Основываясь на этом, должен спросить, в какой степени Всемирный конгресс и Консультативный комитет действительно уважает принцип самоопределения народов, как указано в п. 2.3 «Целей», так как нет никакого самоопределения в формировании этих делегаций.

По п. 3.2. Формирование делегаций не является прозрачным, и это не только российская проблема. Это также стало проблемой в Венгрии, где некоторые из наиболее эффективных финно-угорских активистов не получили четких ответов, почему они не могут присоединиться к делегации своего народа, и в результате они остались дома.

В заключение по этому вопросу: система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания как в своих общих положениях, целях (во всех 3 из них), так и в формировании делегаций. Она не выполняет свои собственные цели.

Сторонние выгоды от Всемирного конгресса?

Следующий вопрос – есть ли какие-то дополнительные преимущества в системе Всемирных конгрессов, которые делают целесообразным её поддержание.

Общение/Нетворкинг – это, наверное, главная практическая польза от Всемирных конгрессов. Но может ли это событие быть оправдано только этим? Не убежден, так как есть также много и других мест для таких связей, хотя, возможно, не так много из финансируемых государством.

Символизм – Аргумент гласит, что символически Всемирный конгресс является важным событием, демонстрацией солидарности/единства финно-угорских народов и мира. Эта символизм усиливается участием глав государств, министров, депутатов. Однако символы представляют ценность, если они должным образом представляют собой лежащую в основе состояние «истины». В нашем случае, Всемирные конгрессы больше похожи на искажение реальности. Они создают иллюзию единства/солидарности, когда на самом деле делегаты глубоко разделены с точки зрения ценностей и идеологий. Например, я не уверен, что делегаты согласятся даже на фундаментальное понятие самоопределения финно-угорских народов (как указано в п. 2.3 «Целей»), на равенство финно-угорских народов между собой и со всеми народами мира, и на то, что народы не должны получать ордера от органов власти. Тем не менее, без такой системы общих ценностей мало что может быть достигнуто такими конгрессами. Не стоит давать символ иллюзии.

Традиция – есть аргумент, что это традиция, восходящая еще до Второй мировой войны (конгрессы финно-угорской культуры), но стоит ли сохранить эту традицию, и стоит ли тратить на неё деньги налогоплательщиков? Потому что давайте не будем забывать, что в качестве чисто гражданской, самофинансируемой инициативы она не будет жизнеспособной.

Вредны ли Всемирные Конгрессы финно-угорским народам?

Заключительный тест: ДАЖЕ если Всемирный конгресс в реальности не достигает своих целей, и ДАЖЕ если есть немного добавленной стоимости/сопутствующих эффектов, есть что-нибудь вредное/негативное/проблематичное у Всемирных конгрессов (для финно-угорских народов)? Потому что если нет, то почему бы не оставить происходящее на автопилоте, в конце концов, не так уж и дорого всё это поддерживать?

На первый взгляд ответ будет “нет”. Выглядит как довольно безвредная система. Не теряются жизни, не вызывает никаких физических страданий. Но если заглянуть поглубже, можно обнаружить несколько негативных “подводных течений”.

· ЧУВСТВО НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Вмешательство властей создает ощущение несправедливости среди законных активистов, которые заслуживают того, чтобы быть на конгрессе, они хотели бы, но не могут представлять интересы своего народа. Здесь много недовольства, однако часто скрытого, так как люди боятся говорить публично.

· НЕДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. Демократия – это не только власть большинства. Она также включает в себя некоторые виды практики, которые приняты в качестве демократических, один из таких – ограничение сроков. Тем не менее, председатель ККФУН г-н Валерий Марков в настоящее время завершает свой 6-й срок. Это можно квалифицировать как демократия в Зимбабве, но не в финно-угорском мире.

· ЭРОЗИЯ ДОСТОИНСТВА. Государственное регулирование формирования делегаций народов является нарушением основного права этих народов на самоопределение, если они действительно считают себя самостоятельными народами. Всемирные конгрессы являются напоминанием о том, что они не являются субъектами с коллективными правами, но, наоборот, объектами и инструментами государственной политики.

На основании вышесказанного, я делаю вывод, что система Всемирных конгрессах серьезно нарушена. Это приводит к следующему вопросу: может ли она ещё быть восстановлена или она уже вне точки спасения? Объективный ответ на этот вопрос, может, и невозможен, но моя личная точка зрения на сегодняшний день такова: система Всемирных конгрессов не подлежит ремонту. Причина в том, что некоторых из наиболее фундаментальных элементов этой системы просто нереально достичь. Это включает:

· Требование представительности финно-угорских народов на Всемирных конгрессах – не представляется возможным из-за вмешательства государства и из-за дополнительных социально-экономических факторов.

· Консультативный комитет как реакционный, внутренне-ориентированный орган не способен мобилизовать себя для решения конкретных проблем конкретных финно-угорских народов

· Маргинализация Всемирного конгресса, его уход в сторону от реальных и позитивных изменений и инициатив финно-угорского мира – всё это зашло слишком далеко.

В результате, на мой взгляд, Всемирные конгрессы следует прекратить или, по крайней мере, приостановить на некоторое время. Нет необходимости проводить 8-й Всемирный конгресс финно-угорских народов в Тарту или где-нибудь еще. Но что может занять их место? Что было бы конструктивной альтернативой?

Я вижу большой потенциал в Открытом финно-угорского форуме заинтересованных лиц – представляющих себя и, возможно, свои организации. Это позволит избавиться от ложного требования представительности, связанного со Всемирными конгрессами. Такие форумы не будут иметь отвлечённые возвышенные цели, ни пафоса, ни президентов или министров, ни квоты для участников. Они могут быть именно теми центрами, где можно будет не только делиться опытом, обсуждать, устраивать дебаты, но и прославлять разнообразные финно-угорские культуры и великую гуманистическую идею финно-угорской идентичности и солидарности. Этим форумам следует стремиться стать самофинансируемыми, однако финансовая поддержка со стороны принимающих государств, регионов или городов будут приветствоваться. Такие форумы не будут принимать каких-либо официальных решений, которые впоследствии так или иначе не будут реализованы. Вместо того, чтобы проводиться каждые 4 года, они могут проходить ежегодно, создавая тем самым еще более прочные связи между участниками, а также реагируя на текущие события как на локальном, так и на глобальном уровнях.

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

В венгерском селе Искасентдёрдь завершилось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН) в новом составе под руководством председателя Татьяны Клееровой . Этой информацией в своем аккаунте в социальной сети Facebook поделился саамский общественник Андрей Данилов .

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Фото Ишкиной Натальи.

Встреча была организована при поддержке Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов и Министерства человеческих ресурсов Венгрии.
Повестка дня включала в себя обсуждение нескольких вопросов. Прежде всего были подведены итоги VII Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего с 15 по 17 июня в городе Лахти, в работе которого также принимала участие делегация саамов из Мурманской области. Итак, общее число участников Конгресса, включая экспертов, составило 550 человек. Это были представители 22 народов, из них 161 делегат, 270 наблюдателей, а также 27 переводчиков и волонтеры. В настоящее время идет верстка печатного финноязычного издания материалов Конгресса, далее будут изданы материалы на русском и английском языках. Всего будет подготовлено 1000 изданий, работа завершится до конца 2016 года.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался сотрудничества ККФУН с ООН и другими международными организациями. Проект концепции такого сотрудничества представил приглашённый эксперт Алексей Цыкарев (Петрозаводск). На заседании было принято решение ее принять с поправками, была подчеркнута важность участия финно-угорских народов в мероприятиях, организуемых ООН. Так, среди них были особо отмечены экспертный семинар «Права коренных народов на культурное наследие, с фокусом на роль женщин в передаче языка и культуры» (март этого года в Финляндии), 10-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (июль, Женева). Кроме того, в сентябре будет отмечаться 10-летие Декларации ООН о правах коренных народов - к этой дате также возможна организация каких-либо событий в регионах.

Участники заседания также обсудили тему «Язык и культура финно-угорских народов в свете современных демографических процессов». С докладами выступили Алексей Конюхов (Коми), Гизелла Сабомихай (представитель венгерского народа, проживающая в Словакии), а также Янош Пустай (Венгрия).
Особо было подчеркнуто, что язык может сохраняться и развиваться, только если всесторонне используется в быту, школе, магазине, культурной жизни, политике, на местах работы. Участники отметили следующую тенденцию: даже в национальных республиках требования народов к знанию своего родного языка снизилось, происходит переход на изучение облегченного варианта языка, национальные языки автоматически уходят на второй план. Важно создавать мотивацию внутри самого региона. «Под язык надо подкладывать мотив. Если, например, на работе люди будут вынуждены использовать национальный язык, то ситуация будет меняться. Необходимо перенастраивать народ, переключаться в отрасль экономики», - подчеркнул Алексей Конюхов. Татьяна Клеерова добавила, что в настоящее время одним из вариантов использования национального языка на рабочем месте может выступить такой вид отрасли, как этнотуризм.
Кстати, подобная ситуация наблюдается не только в финно-угорских регионах России. Представитель квенов отметил, что родители квенов также не говорят со своими детьми на родном языке, предпочитая язык титульной нации.
На встрече прозвучало еще одно важное предложение - вернуть национальный региональный компонент в государственные стандарты образования.

Кроме того, на заседании был рассмотрен план работы ККФУН на 2017 год. Предложено включить в план работы ККФУН минимум по одному проекту или мероприятию от каждого народа по развитию языка, культуры, населенного пункта. Предложения необходимо представить до 15 декабря.
Татьяна Клеерова представила информацию о сотрудничестве в области финно-угорских СМИ. 20‒21 сентября в Петрозаводске прошел Международный финно-угорский медиа-форум «Финно-угорский мир. Фокус Карелия». В рамках форума состоялась короткая встреча Татьяны Клееровой с группой журналистов из Республики Коми.
По ее итогам Генеральный директор АО «Коми республиканский телевизионный канал» А.Ю. Кузнецов обратился с письменным предложением к Консультативному комитету финно-угорских народов рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашения между телеканалом и ККФУН, а также оказания содействия в направлении развития партнерских взаимоотношений с телерадиокомпаниями финно-угорских регионов России.
На заседании ККФУН была отмечена важность обмена телепрограммами на территории финно-угорского пространства.

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI--XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. После Октябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

Известно, что любой малый этнос в условиях современной России может сохраниться и развиваться при наличии ряда основных условий и факторов жизнеобеспечения: 1.Территория и экологическая среда; 2. Самоорганизация или самоопределение; 3. Экономические основы жизнеобеспечения; 4. Свод нормативных и законодательных актов, охраняющих этот народ от внешнего и внутреннего агрессивного воздействия и определяющих его правовой статус;

5. Наличие этнической или конфессиональной идеологии. 6. Сословная достаточность народа, соответствующая данной общественно-политической формации. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При всем том, что царская Россия была угнетателем и колонизатором малых народов, она сохраняла для финно-угорских народов некоторые условия. Была территория обитания. Власть позволяла функционировать органам самоуправления (у удмуртов -- общинное самоуправление кенеш--совет), которые имели многофункциональное значение: пользовались и распоряжались землей и производственными объектами общественного назначения; исполняли фискальные и некоторые судебные функции; осуществляли страхование от стихийных бедствий всего общества и исполняли роль органа призрения к детям-сиротам, инвалидам и

престарелым, оставшимся без кормильцев. Кенеш же принимал решения об отправлении общеродовых или общеплеменных религиозных обрядов, т.е. осуществлял идеологические функции. На моления, посвященные канонизированным средневековым богатырям и особо почитаемым богам Элену, Булде, Губеру, Идне собирались тысячи удмуртов. Здесь воспитывалось национальное и религиозное самосознание. И если финские и угорские народы в условиях жесточайшей эксплуатации, экономического, религиозного, политического подавления, сплошной неграмотности в течение многих веков сумели сохранить себя как этносы, сберечь язык и культуру, не последнюю роль сыграли в этом те условия, которые, хотя и в усеченном виде, были утверждены для них в царской России в качестве обычного права.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив, хотя и в усеченном варианте, право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права. В результате за короткий промежуток времени финно-угорские народы продемонстрировали удивительную пассионарность: осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив многие функции общинного управления. В их составе образовались три сословные группы; крестьянство, интеллигенция, рабочий класс.

В то же время, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных народов в пределах государственных образований все более снижался. Так в Карелии ныне проживает 6% карел, Мордовии -- 28% мордвы, Коми Республике -- 23% коми, Удмуртии -- 31% удмуртов. Единственное государственное образование, где коренного населения более половины всех живущих в ней -- это Коми-пермяцкий национальный округ, который находится в особо бедственном положении.

Так называемая перестройка и проводимые в ее рамках реформы всех сторон жизни российского общества в корне изменили общественно-политическое и экономическое положение финно-угорских народов. В соответствии с Конституцией РФ (1993) эти и другие народы России теперь не являются субъектом права, не имеют права на самоопределение и даже на защиту собственных интересов. Они не могут защитить территорию обитания - историческую родину от грабежа и распродажи. Их государственность стала скорее призрачной фикцией, чем реальностью. Идет, с одной стороны, последовательное сокращение функций национально-территориальной государственности, утвержденных при её создании, с

другой -- осуществляется вымывание кадров коренных народов из представительных и исполнительных органов управления. В нынешнем составе Государственного Совета Удмуртской Республики депутатов-удмуртов насчитывается всего 11%, а представителей капитала и связанных с ним высших чиновников -- около 75%.

Настоящий грабеж осуществлен и в отношении недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8--10 млн. тонн в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика -- Объединения “Удмуртнефть” принадлежит компании “Сиданко”, не вложившей никаких инвестиций в промышленность Удмуртии.

Сельские жители финских народов, живущие на селе (ок. 65% мордвы, мари, коми и удмуртов; около 80 % коми-пермяков), в ходе приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае, превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6% перерабатывающей промышленности, и где местное население в основном было занято в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие лесные массивы. Началась настоящая деградация края.

Экономическое и социальное обнищание народа в конце XX века сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда Россия, пережив 7 лет войны, подверглась стихийному бедствию -- небывалой засухе и эпизоотиям. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999 г. по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. Впервые в истории на селе появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999 г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. В Коми-пермяцком национальном округе при прожиточном минимуме на одного жителя в 741 руб. (на дек. 1999 г.) заработная плата в сельском хозяйстве, где занято абсолютное большинство коми-пермяков, составила 282 руб., в образовании - 678 руб. Отсутствие денежных средств приводит к тому, что крестьяне не в состоянии ехать в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые могли быть излечены.

Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная деградация. Они не в состоянии из-за отсутствия средств направлять своих детей на учебу.

Общий кризис, насаждающий в народе голод, болезни, психологическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родилось 6,5 тыс. чел. и умерло 10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 чел. населения с 1987 по 1998 гг. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность - соответственно увеличилась с 10,5 до 13,5. В Коми-пермяцком округе в 1997 г. коэффициент рождаемости был 11,2, смертности - 16,1, в 1998 г. соответственно - 10,7 и 14,8, в 1999 г. - 11,1 и 16,4. Таким образом, в этом крае ежегодно население на 1 тыс. чел. сокращается на 5 чел.

В ходе реформ у финно-угорских народов ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в 1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать будет невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию, её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.

Между тем, именно в нынешний период, как никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права. Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.

При всем своеобразии финно-угорские народы являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов. Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов, обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические планы в борьбе за выживание.

КОНГРЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Конгрессы финно-угорских народов как форма объединения родственных народов на общественно-политическом уровне возникли на определенном этапе исторического развития Российского государства, в изменившейся системе международных отношений.

Стремительная консолидация финно-угорских народов России с одной стороны, и выход Российской Федерации как самостоятельного государства из состояния «закрытого общества», на международную арену с другой - стали теми тенденциями, на пересечении которых воплотилась в реальность идея духовного объединения всех финно-угорских народов.

В начале 1990-х гг. в финно-угорских регионах РФ уже ярко проявили себя национальные движения, нацеленные на возрождение языков и поддержание культур финно-угорских народов. В достижении этих целей использовались различные формы общественно-политической деятельности. Достаточно успешно национальное движение действовало в Коми, где сложилась сплоченная группа единомышленников из числа ученых, общественных деятелей, писателей, журналистов.

Комитет возрождения коми народа вышел с инициативой создания Ассоциации финно-угорских народов России. В феврале 1992 г. в г.Сыктывкаре состоялась встреча ряда полномочных представителей национальных съездов, общественно-политических и национально-культурных движений финно-угорских регионов России, созванная по инициативе Комитета возрождения, на которой и была учреждена Ассоциация. А в мае того же года в г.Ижевске прошелI Всероссийский съезд финно-угорских народов.

Стремление к объединению было столь сильным, что на съезде в Ижевске было окончательно принято решение о проведении Всемирного конгресса финно-угорских народов в конце 1992 г. в г. Сыктывкаре. Место проведения конгресса было выбрано не случайно. В 1992 г. в республике были приняты законы о государственных языках, о статусе съезда коми народа, что для других финно-угорских регионов было только отдаленной перспективой. Комитет возрождения коми народа вступил в тесный контакт и процесс диалога с органами власти республики.

В Коми стремительно развернулась подготовка к Конгрессу. Основная организационная нагрузка выпала на Комитет возрождения коми народа. Верховный Совет Коми ССР (Председатель Президиума - Спиридонов Ю.А.) поддержал эту инициативу.

Особую поддержку и помощь организаторам конгресса оказало Общество дружбы народов Финляндии и Советского Союза (генеральный секретарь - Мерья Ханнус) и чрезвычайный и полномочный посол Венгерской Республики в РФ Д.Нановски.

I всемирный конгресс финно-угорских народов.

На нем присутствовало 14 делегаций народов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, три парламентские делегации. В работе конгресса приняло участие 278 делегатов. Очень широко была представлена Российская Федерация: Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Кировская, Пермская, Тюменская, Ленинградская, Вологодская, Свердловская области.

Основная тема конгресса была: «Финно-угорский мир: реальность и перспективы». Делегаты конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой заявлялось, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является открытым для всего мира добровольным объединением равноправных родственных народов, которые перед всем мировым сообществом намерены отстаивать свои жизненные интересы, опираясь на принципы европейского гуманизма и международного права.

В Декларации наравне с выражением стремления финно-угорских народов к сотрудничеству, к совместному развитию национальных традиций, языков и культуры, была провозглашена цель «реализации международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека».

На конгрессе было принято «Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав». Учитывая особенности политической жизни России, обращение было принято только делегатами от Российской Федерации.

На конгрессе было принято решение создать Консультативный комитет финно-угорских народов. Задача Консультативного комитета - координировать действия национальных организаций для достижения общих целей и защиты интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН. На первом заседании Консультативного комитета финно-угорских народов 22 февраля 1993 г. в г.Сыктывкаре его председателем был избран председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков.

Первый конгресс финно-угорских народов знаменовал собою начало нового этапа финно-угорского сотрудничества. После конгресса активизировались научные, культурные и общественные контакты между финно-угорскими регионами и странами. Значительным событием в этот период явилась поездка президента Венгерской Республики А.Генца по финно-угорским регионам России (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО). Визит президента Венгерской Республики стал исключительно важным для финно-угорского мира, так как поднял международные связи финно-угорских регионов России на совершенно новый уровень.

II всемирный конгресс финно-угорских народов.

Место проведения конгресса было обусловлено тем, что в 1996 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения венграми родины. На конгрессе с приветственной речью выступил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

В работе второго конгресса приняло участие 18 делегаций народов. На конгрессе помимо пленарных заседаний была организована и работа шести секций: политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, средств массовой информации, молодежной (заседание Совета Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Конгресс выработал рекомендации секций и заключительный документ - Резолюцию.

Второй всемирный конгресс подвел итог за прошедший период, дал высокую оценку первому Всемирному конгрессу в г.Сыктывкаре как событию исторического масштаба. Конгресс подтвердил важность для финно-угорских народов обеспечения права на национальное самоопределение в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами. Предметом особого внимания и заботы, подчеркнул конгресс, остаются процессы возрождения и развития культур и языков, национального самосознания финно-угорских народов. На конгрессе была дана высокая оценка работе Консультативного комитета.

III всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более шестисот делегатов от финно-угорских народов, представителей официальных правительственных структур, международных организаций. В Хельсинки собралась 21 делегация финно-угорских народов, на три больше, чем на II конгрессе в Будапеште. В работе конгресса приняли участие: президент Финляндии Тарья Халонен, президент Венгрии Ференц Мадл, президент Эстонии Леннарт Мери. На конгрессе было зачитано обращение к участникам конгресса президента России Владимира Путина. Впервые на конгрессе присутствовали официальные представители европейских структур - ЮНЕСКО, ЕС, депутаты Европарламента.

Главная тема третьего конгресса - «Финно-угорский мир в III тысячелетии - перспективы развития». Работа конгресса проходила по четырем секциям: политика, культура и образование, экология и здравоохранение, медиа и информационные системы. Одновременно в эти же сроки в Хельсинки проходил Конгресс МАФУН.

В отчете Консультативного комитета на конгрессе прозвучало, что объединение финно-угорских народов в рамках конгресса позволило намного продвинуться вперед в решении проблем всех финно-угорских народов. Как позитивный момент было отмечено, что финно-угорские национальные организации в России сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления, пошли по пути поиска компромисса и много в этом направлении добились. Было подчеркнуто, что одной из главных задач для финно-угорских народов РФ остается противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции.

На конгрессе была отмечена большая помощь, которая оказывается правительствами Финляндии, Венгрии, Эстонии в поддержке языков и культур финно-угорских народов России. Во всех этих странах приняты государственные программы поддержки финно-угорских народов РФ.

В заключении работы третьего конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В резолюции конгресс поставил задачу просить Венгрию, Финляндию, Эстонию и Российскую Федерацию объявить международное десятилетие финно-угорских народов.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором в третий раз его председателем был избран В.П. Марков.

IV Всемирный конгресс финно-угорских народов.

Главной задачей конгресса являлось сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодежи к своей культуре, языку и истории.

Работа конгресса проходила по четырем секциям: СМИ и информционных систем; культуры; здоровья, демографии и экологии; языка и образования.

В 2004 году Консультативный Комитет пополнился новыми членами. На заседании ККФУН в Выру (апрель, 2004 г) были приняты членами комитета квены (Норвегия) и сету (Эстония и Россиия), которые ранее имели статус наблюдателя.

На конгрессе отмечалось, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.

В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.

Конгресс рекомендовал Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс отмечал, что обнадеживающим событием стало присоединение к Европейскому Союзу Эстонии и Венгрии. Развивающийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией также открывает новые перспективы для сотрудничества между всеми финно-угорскими и самодийскими народами. Активное вовлечение в эти процессы молодежи придает новый импульс всему нашему движению.

V Всемирный конгресс финно-угорских народов

С 28-30 июня 2008 года в г. Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация) состоялся V Всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более 300 делегатов от 21 финно-угорского и самодийского народов, представителей властных структур, международных организаций, работников СМИ, учёные, деятели культуры и искусства. В работе конгресса приняли участие президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. Это явилось ярким свидетельством значимости финно-угорского сотрудничества.

Главная тема конгресса - «Идентичность и изменяющийся мир». Работа конгресса проходила в пяти секциях: «Этнополитика и право», «Культура», «Язык и образование», «Медиа и СМИ», «Здоровье, демография и семья».

Во время работы конгресса участниками были отмечены многие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы. Конгресс показал актуальность и конструктивность выбранного курса на сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества.

По итогам работы V Всемирного конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В ней подчёркивается, что неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов, становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в финно-угорских странах.

В резолюции отмечается, что, несмотря на многие позитивные сдвиги, происходит сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире. С учётом анализа ситуации конгрессом предложено принятие определённых решений в области этнополитики и права, языковых прав и образования, культуры, СМИ и информационных систем, демографии, здравоохранения и экологии.

Конгресс признаёт, что огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира.

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором его председателем был вновь избран В.П. Марков.

VI Всемирный конгресс финно-угорских народов

Форум собрал около 600 представителей народов этой языковой ветви из России, Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Главную тему Конгресса «Сохранение языков финно-угорских народов» обсудили на секционных заседаниях «Этнополитика и право», «Язык и образование», «Культура», «Информационные технологии и СМИ», «Здоровье, демография и экология», где участники поделились положительным опытом на местах и обсудили перспективы дальнейшей работы. Также состоялся «круглый стол» по вопросам молодёжи. По итогам многосторонних обсуждений делегаты приняли Резолюцию Конгресса, в котором они обратились ко всем представителям финно-угорских и самодийских народов всех стран говорить на родных языках, пользоваться ими в повседневной и общественной жизни; обучать финно-угорским языкам детей, в том числе привлекая представителей среднего и старшего поколений; расширять использование финно-угорских языков в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях; активнее выступать инициаторами и катализаторами в становлении и развитии гражданского общества как базы для успешной деятельности во имя реализации наших целей и задач.

Делегаты определили новый состав Международного консультативного комитета финно-угорских народов. Республику Коми представляют В.П.Марков и С.И.Габов. На заседании Консультативного комитета финно-угорских народов председателем избран Валерий Петрович Марков.

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов пройдёт в 2016 году в городе Лахти (Финляндия).