Лиса запасает корм на зиму. Поздняя осень

Елена Мозговая

Открытое занятие по теме:

«Как звери готовятся к зиме»

в старше-подготовительной группе

Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой:

Рассказ педагога: (звучит музыка)

Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Битюг. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.

Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?

Дети -осенью, кораблики- осенние листья.

А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?

Дети –листопад.

II. Актуализация знаний:


По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Скажите, о каком времени года это стихотворение?

Дети- об осени.

Использование мнемотехники

Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.

1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.

2. День - короче, а ночь -длиннее.

3. Листья на деревьях пожелтели.

4. Дует сильный ветер.

А какие изменения происходят в живой природе?

5. Птицы улетели в теплые края.

6. Звери готовятся к зиме.

Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?

Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.

Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

III. Мотивация к занятию:


Письмо из лесу:

Ой, ребята! Что это?

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Скажите, как можно назвать всех этих животных?

Дети - лесные, звери, дикие.

Почему животных называют дикими?

Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Дидактическое упражнение "Подбери определения"



Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

А у диких зверей есть дети.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

Дидактическая игра «Найди пару»

(сложить в пару маму и детёнышей)



А в этом письме ещё написано….

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

Дикие животные приглашают нас в гости в лес.

Кто из вас был в лесу?

IV. Путешествие в осенний лес:

Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.



Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети-не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

V. Встреча со зверями:



Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?

Дети - да, конечно, это заяц.

Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….


Игра «Скажи ласково»

Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

А как же зайчик готовится к зиме?

Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.


Давайте найдем его норку.




А где же мишка?

Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

А почему говорят, что медведь сосёт лапу?

Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Давайте найдём его берлогу.




Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? Дети – белка.

Как вы узнали?

Дети - грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве.

Давайте найдём белочку.


Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка?

Дети – в дупле.

Как она подготовилась к зиме?

Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

VI. Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Ребята, а кто же зайчика мог напугать?

Дети - лиса и волк.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.



А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.

Как называется период, когда животные меняют свой мех?

Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.

Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок

VII. Возвращение в группу.

Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что не нужно для природы.


Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

VIII. Создание коллажа.

Какое время года наступит после осени.

Дети- зима.

Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)

1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.





2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам.







Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.

(Работа сопровождается музыкальным этюдом)

IX. Рефлексия:

Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?

Дети- лиса, еж, волк, заяц.

А какие не обитают в нашем краю?

Дети- белка, медведь.

Зимой, когда наступают лютые морозы, все животные спешат укрыться в лесу и запастись кормом. Редкие виды животных продолжают активное существование в холодный период года. Например, медведи и вовсе прячутся в берлогах. Большинство лесных зверей прячутся в норках и вылезают только для того, чтобы отыскать корм. В этой статье мы расскажем вам о том, как звери готовятся к зиме и как переносят зиму различные животные.

Белки

Первое животное, которое мы опишем, это белка. Белки – это мелкие обитатели леса, которые питаются растительной пищей и не являются хищниками. Морозы белки также плохо переносят и вынуждены скрываться в чаще леса большую часть зимы. Заготавливать корм для себя белка начинает задолго до зимы. Вообще, белка круглый год таскает на ветки деревьев жёлуди, орешки, грибы, шишки. Потом белка сушит корм на пнях или высоких ветках деревьев и употребляет в пищу. К зиме, белка запасается как можно большим количеством пищи, чтобы хватило на зимний период, когда растительной пищи практически нет. Домом для белки на зиму становится дупло. Она обустраивает дупло корой, мхом, птичьими перьями. Делает всё, чтобы было теплее. Мех у белки достаточно теплый, и в дупле она довольно легко переносит зиму.

Бобры

Как живут звери зимой, если им необходимо находиться в воде? Если конкретнее, мы говорим о бобрах. Бобр - это грызун с острыми зубами и непромокаемой шубкой. Такое снаряжение им необходимо, чтобы выживать под водой. Подготовку к зиме бобр начинает задолго до ее начала. Строит жилище на уровне воды или чуть ниже, а зимой и вовсе подо льдом. Там им теплее. Жилища, построенные бобром очень крепкие, древесные куски они связывают растениями и речной глиной. Корма на зиму бобру нужно достаточно, потому как они не впадают в спячку, а лишь понижают свою энергичность.

Барсук

Следующее животное, о котором мы расскажем это барсук. Барсук также не переносит морозы и нуждается в жилище на зиму. Зимой барсук живет в норе, которую делает осенью. Внутри он обустраивает всё сухой травой, листьями, мхом, чтобы было как можно теплее. Кормом барсук запасается также с началом осени. Кормом для барсука являются корни растений, семена, жёлуди, плоды разных растений. Следует заметить, что барсук, в наших лесах стал очень редким животным. Если вы видите где-то норку барсука, не трогайте и не мешайте им существовать.

Животные такие же обитатели планеты, как и люди. О том, как зимуют звери зимой, нужно знать людям для того, чтобы соблюдать правила их существования, знать, где и каким способом они переносят зиму, чтобы первым делом, им не мешать.

Хищники

Сейчас мы перейдем к хищным зверям. К таким, как лиса и волк. Лиса также живёт в норе, не только зимой, но и в любое время года. Строит нору обычно на холме или опушке леса для того, чтобы иметь возможность обозревать весь лес. Ведь на неё ведут охоту такие животные, как волки и кабаны. Поэтому лиса, прежде чем попасть в нору, тщательно запутывает следы, долго бродит по лесу. Что касается волка, то особых условий для зимовки ему не нужно. Этот хищник отлично бегает по снегу и охотиться в холодный период года. Волк - опасный и хитрый зверь. Среди снежного леса жить им не просто, но возможно. Часто они выходят на трассу и проселочную дорогу, просто чтобы облегчить бег. Зимой волки собираются в статьи, чтобы легче поймать добычу. Стая волков за короткое время может поймать и разделить дикого кабана, а в одиночку волку это практически не под силу.

Медведь

Последнее дикое животное, о котором мы расскажем - медведь. Если раньше мы описывали жизнь зверей зимой красочными красками, то о медведе, как известно, никаких излишеств говорить не придётся. Осенью, с наступлением холодов, медведь ищет укромное место в виде расщелины в скале, норы в холме или дереве, и переделывает его под свой дом. Хорошенько обустраивает мхом, листьями, всячески утепляет.

Всем с детства известно, что зимой медведь впадает в спячку. За несколько недель до спячки медведь активно запасается жиром. Кушает орехи, рыбу, растения. Вопреки сложившемуся мнению, медведь не спит, а дремлет. В случае необходимости он легко может выйти из берлоги. В случае сильных холодов медведь крепко засыпает, но может просыпаться на несколько дней и отправиться за кормом, в случае оттепели. Также развеем миф о том, что медведи сосут лапу. Они просто слизывают отшелушившуюся кожу.

Надеюсь, что наша статья понравится вам, и вам было интересно узнать о некоторых жителях леса, а именно, как они переносят зиму. Поэтому бывая в лесу зимой, не тревожьте животных.

Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:

  • мышки,
  • бурундуки,
  • бабаки.

Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Кому не страшны морозы?

Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.

Бобры и белочки

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.

Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:

  • желуди,
  • грибы,
  • орешки,
  • семечки.

Расскажем о мишке

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.

Как готовится к зиме барсук, Вы узнаете из этой статьи.

Как барсук готовится к зиме?

Барсук очень ответственное животное. Он начинает готовиться к зиме еще осенью. В первую очередь он занимается починкой своего жилища, прорывает новые ходы, утепляет норку. Если же за теплый сезон он не обзавелся местом для зимней спячки, то не беда. Барсук может за один всего лишь день вырыть себе уютное жилище для зимовки. После того, как нора была вырыта — животное сгребает большую кучу листья, сухой трави и мелких суков в свою норку, устраивает из них себе мягкую, удобную постель и ложиться спать на всю зиму. Иногда в барсучьей норе зимует еще вместе с доброжелательным хозяином и гость, например, енот — переждать лютые морозы и отрицательные температуры им вместе намного теплее. Но зимой барсук спит не так крепко, как ёж, к примеру. Когда начинаются оттепели, он может нередко просыпаться и даже вылезти из своей уютной норы, чтобы немного погреться на солнце и размяться.

Также кроме обустройства норы, животное добросовестно нагуливает несколько килограммов жирка, который послужит ему источником существования на протяжении длительного зимнего сна. Он поедает мышей, ящериц, жуков, лягушек, лесные ягоды и плоды в очень большем количестве. И к моменту падения в спячку барсук, зачастую еле передвигается.

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?