Дети, рожденные от демонов Инкубов. Как? Кто они? Дети Бога и сыны диавола

Аргументирую:евреи дети дьявола, согласно библии им теперь не поздоровится!
ЕСЛИ БЫ ВЫ НЕ КИЧИЛИСЬ СВОЕЙ ГОРДЫНЕЙ И МОИ ТРУДЫ ЧИТАЛИ,

ЗНАЛИ БЫ,ЧТО КАИН ЭТО ПЕРВАЯ РЕИНКАРНАЦИЯ ДЬЯВОЛА, ПРИЗНАЛИ.

Я ЖЕ ВАС НЕ ОСУЖДАЮ, А ПОМОГАЮ ПОЗНАТЬ ИСТИНУ БЫТИЯ,

ВЫ ЖЕ СЛОВНО ГЛУПЫЕ ДЕТИ МЕЧТАЕТЕ, ИЗБЕЖАТЬ СОБЫТИЯ!

ЕСТЬ АЛЬФА И ОМЕГА, НАЧАЛО И КОНЕЦ И ВОТ ПОДХОДИМ К ФИНИШУ,

БОГИ СЕЙЧАС ПРОИГРЫВАЮТ БИТВУ, НО МЫ СТРЕМИМСЯ МЫ К РЕВАНШУ!

У ИСАЙИ НАПИСАНО О СССР, О ПРАВОСЛАВНЫХ СТРАНАХ, О ПУТИНЕ,

О ЕВРЕЯХ, О БУДУЩЕМ МИРЕ, О НАПАСТЯХ И ОБО МНЕ НОВОМ ВИНЕ!

А Т.Ж. ЧТО 600 000 ИЗБРАННЫХ ЕВРЕЕВ ВЫВЕДЕНЫ МОИСЕЕМ, Т.Е. МНОЮ,

НА ОКРАИНУ ЗЕМЛИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ, МЫ БЫЛИ ВМЕСТЕ С ТОБОЮ!
ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ВЕДУТ РОД ОТ НОЯ И ЕГО ТРЁХ НЕВЕСТОК И СЫНОВЕЙ.,

А МАГОГ ПРЕДОК СКИФОВ, А СЕМЬЯ НОЯ БЫЛА АРИЙЦАМИ, ЗРЕЙ!!

Иоанн 8:34-59
34Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. 2Петр 2:19; Рим 6:16 35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Быт 21:10 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. 37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. 38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. 39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. Рим 4:16 40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. 41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 1Ин 3:8 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне. 46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. Ин 10:27; 1Ин 4:6 48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? 49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. 50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. 51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. 52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. 53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? 54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. Ин 16:14; Деян 3:13 55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. 56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. Быт 15:6, 22:16 57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Реинкарнация: 56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. Быт 15:6, 22:16 57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Исайя 3:1-25
1 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, Иез 4:16, Иез 5:16 2 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. 4 Цар 24:14 4 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. Еккл 10:16 5 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею. Иез 22:29 6 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. 7 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. Исх 15:26 8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их -против Господа, оскорбительны для очей славы Его. 9 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Быт 13:13, Быт 18:20 10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; Ис 32:17, Иак 3:18 11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его. Иер 25:14 12 Притеснители народа Моего -дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. 13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Пс 97:9 14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; 15 что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф. Ис 1:17, Ам 2:7 16 И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, -1 Тим 2:9 17 оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; 18 в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, 19 серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, 20 перстни и кольца в носу, 21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, 22 светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. 23 И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -плешь, и вместо широкой епанчи -узкое вретище, вместо красоты -клеймо. 24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои - на войне. 25 И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная. Плач 1:4

1. Бедствия, ожидающие иудеев: а) отсутствие средств к жизни. 2-7. б) отсутствие хороших правителей. 8-15. Пороки народа. 16-25. Пороки иудейских женщин.

Ис.3:1. Вот, Господь, Го8;сподь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

Разъясняя, в чем будет состоять унижение Иудеи, пророк кратко говорит об оскудении богатств иудейских и обстоятельно изображает ту анархию, которая произойдет оттого, что никто не захочет заниматься общественными делами, расстроенными управлением неопытных правителей. «Посох и трость» -символические обозначения всякой опоры государственной - и сильных волею и разумом людей и природных богатств. «Подкрепление хлебом» хлебные запасы и потоки вод, без которых начнут люди страдать от голода и жажды.

Ис.3:2. храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

«Пророка», очевидно, ложного, как видно из рядом стоящего синонимического выражения: прозорливец (kosem 8;языческий прорицатель). «Старца». Это не только старец, но и старейшина, уважаемый начальник (ср. ст. 14).

Ис.3:3. пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

Пророк перечисляет разных представителей гражданской и военной администрации Иудейского царства (пятидесятиначальник в войске, вельможа или сенатор, советник или министр) Тут же упоминает он о мудром художнике. Одни толкователи разумеют здесь архитекторов (Иер.24:1); другие -переводят это выражение термином: заклинателей. Эти последние также имели большое значение в направлении государственной политики при нечестивых царях. «Искусный в слове» - с евр.: искусный в гаданиях.

Ис.3:4. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

В ближайшем будущем это пророчество могло относиться к воцарению Манассии, который вступил на престол 12-ти лет от роду (4Цар.21:1).

Ис.3:5. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и про8;столюдин над вельможею.

Вследствие слабости правителей в государстве начнутся разные противозакония.

Ис.3:6. Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

Ис.3:7. А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

Никто не захочет брать на себя бремя общественного служения. «Ухватится» - будет понуждать. «В семействе отца». Эти слова правильнее, согласно с грамматическим смыслом еврейского выражения, относить к следующему выражению: «у тебя есть одежда». Перевести все это можно так: «ты имеешь одежду» (т. е. какую-нибудь особенную, великолепную, которая присвоена была царям) в доме отца твоего; приди же и будь нашим начальником, возьми в руки эти развалины (буквально: это качающееся, угрожающее разрушением - символ серьезно больного, слабого государственного организма). «Не могу исцелить». точнее: не хочу быть врачом (chobesch). Это слово избрано пророком удачно как имеющее значение и врача, излечивающего раны (ср. Ис.1:6) и владыки (ср. Иов.34:17). «И в моем доме нет». Восточные шейхи обязаны принимать в своем доме своих нуждающихся подданных и поэтому должны иметь запасы пищи и одежды.

Ис.3:8. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Госпо8;да, оскорбительны для очей славы Его.

Ис.3:9. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

Пророк горько упрекает нечестивых иудеев за их открытое нечестие. В особенности обличает он нечестивых иудейских правителей, которые завели народ на край гибели и за это должны ожидать себе скорого суда Божия. Иудеи делают такие дела, которые оскорбительны для очей славы Всевышнего. Очи Господа, чистые и святые, не могут смотреть на гнусные дела иудеев. «Выражение лиц» -правильнее с евр.: их чело, лоб. И у нас есть пословица: у него на лбу написано, что он человек негодный или глупый.

Ис.3:10. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел сво8;их;

Ис.3:11. а беззаконнику –горе, ибо будет ему воз8;мездие за дела рук его.

В Ветхом Завете повсюду почти проводится идея о соответствии судьбы человека с его поведением (ср. Притч.1:31; Втор.28и др. места).

Ис.3:12. Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

«Дети» - точнее: люди капризные, своевольные... «Женщины господствуют» - намек на Ахаза, который вступил на престол очень молодым человеком и, отличаясь слабостью характера, мог поддаться влиянию женщин (матери или сестер своих). «Вожди твои» - это преимущественно ложные пророки (ср. Мих.3:5). «Путь стезей» - т. е. истинный путь, каким следует идти. Испортили, т. е. отклонили, отвели от него.

Ис.3:13. Восстал Господь на суд – и стоит, чтобы судить народы.

Ис.3:14. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах;

Ис.3:15. что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Госпо8;дь, Господь Саваоф.

Господь, имеющий судить иудейский народ в его целом, особенную строгость проявит в отношении Своем к вождям этого народа. «Опустошили виноградник», т. е. воспользовались всеми плодами виноградника Божия сами, вместо того, чтобы, как приставленные к винограднику сторожа, сберечь этот виноград для хозяина (ср. Лк.20:16). Образное выражение 14-го стиха раскрывается в ст. 15. Ис.3:16-25. Женщины иерусалимские своею роскошью и бесстыдством возбудили против себя гнев Божий. Господь отнимет у них все их украшения и возложит на них клеймо позора. За отсутствием достаточного числа мужчин, большинство которых погибнет на войне, многие из них останутся незамужними.

Ис.3:16. И сказал Госпо8;дь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах,

«Дочери Сиона», т. е. жительницы Иерусалима, ходят, подняв, т. е. вытянув назад с гордостью, шею. Они хотят всякими средствами привлечь к себе внимание мужчин. «Цепочки на ногах» - ножные браслеты с золотыми цепочками, которыми женщины, при хождении, производили некоторого рода позванивание. Пророк Исаия, как и другие пророки, не были абсолютными противниками таких трат, которые идут на украшение жизни. Они возвещали наступление таких времен, когда Израиль будет выражать свою радость в песнях и пиршествах, а Иерусалим будет украшен всякою красотою. Но роскошь, которая соединена с забвением высших интересов жизни, они отрицали.

Ис.3:17. оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их;

«Оголение темени» - парша, вид накожной болезни, соединенной с выпадением волос. «Обнажит срамоту» - русский перевод, очевидно, держится здесь того мнения, что слово phat значит половые женские части, но древние переводчики не придавали этому слову такого значения. Блаженный Иероним переводит это слово выражением: волоса. Параллелизм с первою частью стиха заставляет принять именно последний смысл этого еврейского слова. Тут не будет и повторения с предыдущим полустишием: в первом полустишии речь идет о болезни волос (парша), а во втором - о насильственном острижении волос со лба, который вследствие этого обнажается. Позорность этого острижения указана еще в древне-вавилонских законах царя Хаммурапи, которые за обесславление жрицы наказывают преступника обритием лба (ед. Scheil, 1902 г. 127).

Ис.3:18. в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки,

«Красивые цепочки» - точнее, кольца из драгоценных металлов, носившиеся женщинами на лодыжках. «Звездочки» -точнее «солнышки» (изображение солнца). «Луночки» -медальоны, изображавшие луну, которые служили и амулетами.

Ис.3:19. серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и по8;яса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,

«Серьги» - точнее с евр. капли. Так назывались алмазы, надевавшиеся на уши и напоминавшие собою удлиненные капли воды. «Увясла» - головные повязки. «Запястья» - точнее, золотая цепочка для связывания ног, чтобы делать шаги более мелкими и для того, чтобы производить звон. (ср. Быт.24:47). «Сосудцы с духами» часто делались из чистого золота. «Привески волшебные» -предохранительные от разных несчастий амулеты с надписями. Вдаваясь во все эти подробности женского туалета, пророк хочет сказать этим, что у евреев собственно не оставалось времени на занятие еще чем-либо, кроме туалета...

Ис.3:20. перстни и кольца в носу,

Арабские женщины и теперь еще носят кольца, прикрепляемые к носу особыми приспособлениями и опускающиеся на губы.

Ис.3:21. верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,

«Верхняя одежда» -это праздничная, дорогая одежда. «Нижняя» -накидки разного вида. «Платки» -собственно верхний плащ, надеваемый на востоке поверх всех одежд.

Ис.3:22. светлые тонкие епанчи и повязки, и по8;крывала.

«Светлые» -правильнее читать это слово отдельно и видеть здесь указание на зеркала из полированного металла, которые женщины постоянно носили с собою. 4 «Тонкие епанчи» -рубашки, приготовленные из самого тонкого полотна, которые носили под хитоном.

Ис.3:23. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты –клеймо.

«Широкая епанча» -широкая одежда с рукавами. «Вретище» -собственно, мешок или узкая одежда, приготовлявшаяся из самой грубой ткани. «Клеймо» клалось обыкновенно на животных в знак их принадлежности известному лицу. Отсюда можно заключить, что и еврейки будут продаваться в рабство и чрез заклеймение их красота будет испорчена.

Ис.3:24. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне.

Ис.3:25. И будут воз8;дыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная.

Так как много иудеев падет на войне, то некому будет собираться у городских ворот, при которых обыкновенно совершался суд и устраивался базар. Речь пророка, заключающаяся в 3 главе, за исключением 10-11 ст., представляющих собою восклицание, очень похожее на благочестивые излияния псалмов, признается лучшими критиками подлинным произведением Исаии. Говорят, впрочем, что пророку Исаии не свойственны те подробности, какие он сообщает об украшениях женщин, но это выражение, собственно, не имеет под собою достаточного основания. Речь эта составлена, вероятно, в последние годы или вскоре по смерти Иоафама, быть может, пред самым вступлением Ахаза на престол Иудейского царства. Стесненный внешними врагами (4Цар.15:37), Иерусалим внутри предан анархии. Молодой Ахаз еще не взял в свои руки правления и многие, очевидно, боятся его воцарения, желая иметь над собою более способного правителя. Однако нет охотников взять на себя трудное дело управления Иудейским царством. Речь эта, по Condamin"y, может быть удобно разделена на следующий строфы: ст. 1-7 - 1-я строфа - 3, 3, 2, 2 ст. 8-15 - 2-я строфа - 3, 3, 2, 2 ст. 16-23 - 1-я строфа - 3, 2, 3 ст. 24-26 - 2-я строфа - 3, 2, 3 Заметить нужно, что Condamin разделяет 19-й стих на два, как это сделано в евр. мазоретской Библии, отчего у него получилось не 25 стихов в 3-й гл., а 26.

4 В Славянском переводе с LXX - И светлая лаконская, и виссоны, и синеты, и червленицы. Прим. ред.

Источник: Профессор Московской Духовной Академии магистр богословия А. И. Покровский
)

Николай говорит... Существуют ли новейшие экзегетические и герменевтические исследования на Ис.7,14,чтобы поставить точку в дискуссии о толковании слова almah с представителями монотеистических религий,или это есть делом веры? Ответить 6 March 2015 17.08 Теплов говорит... "...пророки были призываемы только из среды избранного народа." Но Валаам евреем не был. Ссылка же на Второзаконие 18:18 говорит о братьях, это не обязательно, как понимаю, должно означать соплеменнико.

Исайя 5:1-30
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, Иер 2:21, Мф 21:33, Мк 12:1, Лк 20:9 2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. Иер 8:13 3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? 5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, Пс 79:13, Ис 1:7, 1 Езд 9:9, Ос 2:12 6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Ис 1:30, Зах 14:17 7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды -любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. Пс 79:16 8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. Мих 2:2 9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. 11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; Притч 23:30, Еккл 10:16, Лк 6:25 12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. Ис 28:7, Ам 6:5 13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. Ис 30:33 15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; Ис 2:11 16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. Ис 2:17 17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. Ис 14:30 18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; Притч 5:22, Мих 7:3 19 которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» Иер 17:15, Ам 5:18, 2 Пет 3:4 20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! 4 Цар 17:9, Ам 6:12 21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Притч 3:7, Рим 12:16 22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, Притч 31:4 23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! Притч 17:15 24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. Ис 9:18 25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. Ис 9:12, Ис 10:6 26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; Лев 26:25, Ис 13:2, Ис 7:18 27 не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; 28 стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; Иер 4:13 29 рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. Иов 4:10, Иер 2:15, Иер 4:7, Иез 32:2 30 И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках. Иов 18:5, Ис 8:22

Азбука верыПравославная библиотекаБиблия – комментарии и толкованияТолкование на книгу пророка Исаии А.П. Лопухин

Древо сайта

Вход | Регистрация | Настройки

Скачать как mobi epub fb2 pdf → Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?

профессор А. П. Лопухин Толковая Библия Толкование на книгу пророка Исаии

Глава 4 Глава 5 Глава 6

1-7. Песнь о неблагодарном винограднике и его судье. 8-10. Седмикратное горе на ненасытных приобретателей недвижимого имения, 11-17. на преданных пирам, 18-19. на неверующих насмешников, 20. на не признающих различия между добром и злом, 21. на гордых, 22. на пьяниц, 23. и на нарушителей справедливости. 24-30. Угроза нечестивому израильскому народу нашествием далекого чужого могучего народа.

Ис.5:1-7. Пророк выступает здесь как лирический поэт, но его песнь заключает в себе истину вполне трагического характера. Пророк поет о деле своего возлюбленного Господа, который насадил свой виноградник, т. е. избранный народ в прекрасном месте и даровал ему все условия благополучного существования. Однако этот виноградник принес не прекрасный виноград, а дурные, негодные к употреблению в пищу ягоды. Слушатели этой притчи -песни должны сами сказать, что Всевышний вправе сделать с таким виноградником. Но так как слушатели не могут признать себя виновными, то Сам Господь определяет Своему винограднику или, что тоже, иудеям, их будущую судьбу, которая обещает быть очень печальной.

Ис.5:1. Воспою Возлюблен8;ному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,:

«Воспою» с евр.: «я начинаю петь о моем Друге: это - песнь о Его любви к Своему винограднику». Пророк хочет изобразить отношение своего друга (как образно называется здесь Сам Сущий) к Его винограднику, как нередко называется в Писании народ избранный (ср. Ис.3:14; Иер.2:21; Иер.12:10; Мф.21:33). Виноградник этот был разведен на самой удобной почве - на выступах горы, наиболее открытых для действия солнечных лучей. «Вакх любит открытые холмы», - говорит Виргилий, (Георг. II, 113).

Ис.5:2. и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

«И Он обнес его оградою» - точнее с евр.: окопал или вскопал для посадки черенков виноградных лоз. «Очистил его от камней» - от больших камней, мелкий же камешек служит для закрепления лоз в почве. Башни в винограднике устраивались для того, чтобы сторож виноградника мог наблюдать оттуда за целостью лоз, которым мог повредить главным образом скот. «Точило» - собственно нижний чан, находившийся в земле, в который из верхнего чана, где мяли виноград, стекал виноградный сок. Виноград отборный - по евр. soreк (aссиp. Sarka), т. е. преимущественно темно-красного цвета. «Дикие ягоды» - плохого качества ягоды.

Ис.5:3. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

Ис.5:4. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

Ис.5:5. Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; раз8;рушу стены его, и будет по8;пираем,

Ис.5:6. и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

Здесь говорит Возлюбленный, т. е. Всевышний. «Ограда» - (ст. 5) -невысокие каменные стенки вокруг виноградника в 1-2 аршина высоты. «Обрезывать» лозы (6 ст.) было необходимо для придания им большего плодородия. Почву виноградника несколько раз в год вскапывали для возвышения ее плодоносности.

Ис.5:7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот –кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.

Притча, с какой Господь обращался в 3-6 ст. к Израилю, здесь разъясняется. «Вопль», т. е. слышны в народе вопли людей, обиженных людьми сильными. Ис.5:8-23. За свои грехи и преступления иудеи будут строго наказаны. Пострадают те, кто посягает на чужие владения: их собственные земли будут опустошены и доход с них умалится. Люди, проводящие все свое время в наслаждениях, будут терпеть голод и жажду и в конце концов будут поглощены зияющей пастью преисподней. Рабы греха, нагло отрицающие бытие Промысла и неизбежность суда Божия над людьми, скоро на себе попытают тяжесть этого суда. Поплатятся за свои грехи и другие грешники.

Ис.5:9. В уши мои сказал Го8;сподь Саваоф: многочислен8;ные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;

Закон Моисеев требовал, чтобы каждая семья израильская владела только своим, ей, с начала взятия земли обетованной, назначенным участком земли (Лев.25:23). Но евреи неоднократно нарушали этот закон разными способами (см. 3Цар.21). Главным образом, люди богатые старались завладеть большими участками земли потому, что возделывавшаяся на этих участках пшеница составляла в древнее время самый выгодный предмет торговли и земля, можно сказать, была в Палестине золотым дном. Исаия, как и другие пророки, обращает особенное внимание на эту ненормальность, в силу которой немногие богачи становились владетелями огромных пространств земли и массы домов, а прочее население должно было на них работать из-за куска хлеба, постепенно превращаясь в настоящий пролетариат. Да притом, так как пшеница возделывалась для экспорта за границу, простым еврейским поселянам положительно не хватало хлеба для себя и своих семей. Кроме того, этим вырывалась пропасть между отдельными классами народа, тогда как закон не устанавливал никакой дистанции, никакой разницы в социальном положении израильтян, и затем подвергалась опасности целость государства, защищать которое могли только люди, которые чувствовали себя в нем не наемниками, а хозяевами, которым земля была своей. Заметить нужно, что пророк, однако, возвещая горе таким стремившимся к расширению своих владений евреям, не возбуждает народ к насильственному восстановлению первоначальных границ владений каждой еврейской семьи, а только хочет подействовать на этих нарушителей закона Моисеева угрозой гнева Божия (ст. 10). Пророки вообще были против всякого насилия...

Ис.5:10. десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

«Бат» - мера жидкостей около одной эпической меры или 34, 44 французских литра. «Хомер» был равен десяти ефам или батам. Богатые евреи будут получать в десять раз меньше того, что посеяли.

Ис.5:11. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера раз8;горячают себя вином;

«Сикер» - хмельный напиток из яблок или других плодов, даже из хлеба, но пшеничного (вроде нашего пива); 7 «Вино» - приготовлялось из винограда, который в то время славился своим вкусом. Пророк Исаия здесь вооружается против пьянства - порока, который распространяться стал среди евреев со времен Соломона, которого пример, несомненно, действовал на людей, близко стоявших ко дворцу. (3Цар.4:20). Избыток же в вине делал напиток самым распространенным и пьянство таким образом имело для себя богатую почву. Пророки, видя весь вред от этого увлечения, всячески старались образумить своих слушателей, которые даже гордились своею способностью выпить как можно больше вина (ср. ст. 22).

Ис.5:12. и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не по8;мышляют.

«Цитра» - пустой деревянный ящик, по верху которого натягивались струны (по евр. kinnor). «Гусли» - арфа (по евр. пеbel). «Тимпан» - ручной бубен или тамбурин (по евр. toph). «Свирель» - флейта (по евр. cholil).

Ис.5:13. За то народ мой пойдет в плен непредвиден8;но, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

«Непредвиденно». -Народ, не имея за собой никакой вины, должен будет страдать из-за излишества, какие дозволяли себе богачи.

Ис.5:14. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.

Ис.5:15. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;

«Преклонится» - т. е. раскается.

Ис.5:16. а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Ис.5:17. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

Под «овцами» можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.

Ис.5:18. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех –как бы ремнями колесничными;

«Влекут» - правильнее перевести; «навлекают на себя наказание Божие за свои преступления». В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский, и святой Иоанн Златоуст, а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному.

Ис.5:19. которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!»

«Дело Свое», т. е. суд Свой над нами.

Ис.5:20. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!

Ис.5:21. Горе тем, которые мудры в своих глазах и ра8;зумны пред самими собою!

«Мудрые в своих глазах» не хотят знать закона Божия. Ис.5:24-30. За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, - знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен.

Ис.5:25. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и про8;стрет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.:

«Рука Его... будет простерта», - т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий.

Ис.5:26. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро придет;

«Поднимет знамя» -укажет место для собрания войск, идущих на Иудею. «Народы дальние» -вероятнее всего, здесь пророк разумеет ассириян и соседних с ними и им подвластных народов.

Ис.5:27. не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;

Ис.5:28. стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его – как вихрь;

Ис.5:29. рев его – как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.

Ассирияне действительно отличались неутомимостью в походах и уменьем пользоваться всеми средствами военного искусства.

Ис.5:30. И заревет на него в тот день как бы рев раз8;ъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот – тьма, горе, и свет померк в облаках.

«Вот тьма». Этими словами изображается то впечатление, какое будет произведено на иудеев нашествием могучих и многочисленных, ходивших с большим шумом (как шум моря) ассириян. Критики довольно единодушно делят пятую главу на три части: 1-7, 8-24 и 26-30. Первая часть сохраняет известный ритм на всем своем протяжении. 1 стих - 1-я половина 1 стих - 2 половина 2 ст. 3 стих - 4 стих 5 стих - 6 стих 7 стих Надписание: 1 строфа - в 4 полуст. - 2, 2 2 строфа - в 4 полуст. - 2, 2 3 строфа - из 6 полуст. -3, 3 1 и 2 строфа - по 2 полуст. - 2, 2 Песнь эта составлена, вероятно, немного спустя после появления предыдущих речей пророка, около 735 г. Вторая часть не возбуждает в общем серьезных возражений в отношении своей подлинности, хотя критика почти единодушно считает 15 и 16 ст. вставкой, которая могла бы быть помещена ниже, так как содержание ее слишком общее и не подходит к перечислению частных наказаний, начавшемуся в 14-м стихе. 17-й ст. также, по Condamin"у, следовало бы поместить после 10-го, как более подходящий к нему по своему содержанию. Строфы в этой части, явившейся также, вероятно, около 735 г., можно распределить таким образом: 8-10 и 17 стих - 1 строфа - 2, 3, 3 11-14 стих - 2 строфа -3, 3, 2 18-23 стих - 3 строфа -3, 3, 3 Что касается третьей части, то Condamin предполагает, что она первоначально имела другое место - именно ст. 24-25 после 9 гл. 16 ст. и ст. 26-30 - после 8 гл. 20-го ст., так как они более подходят по своему содержанию к тем отделам. Но означенный критик не представляет других, более убедительных, оснований для своей гипотезы, сказанного же весьма недостаточно для совершения такой перестановки.

7 Неоднозначное толкование. Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки. То есть, хмельной напиток естественного происхождения. У Исаии в славянском изводе в Ис.5:11 - «горе восстающим заутра и сикер гонящим». Таким образом, имеет подтверждение точка зрения, что это тривиальный самогон. Прим. ред.

Инкуб – это демон, которому интересны женщины. Слово происходит от латинского «инкубаре», что дословно переводится на русский язык, как возлежать сверху. Эти демоны приходят во сне к молодым девушкам, вступают с ними в интимную близость, после чего у женщин иногда рождаются дети…

Монахини рожали демонов?

В 1484 году папа римский Иннокентий VIII подписал документ с советами, как женщинам защищаться от похотливых злых сил. Чаще всего инкубы домогались монахинь. Сотни женщин в женских монастырях, куда не могли попасть мужчины, рожали детей от демонов. Не оставались в стороне и мирянки. Хотя, будем честными, в большинстве случаев, женщины ссылались на секс с демонами в тех случаях, когда не могли оправдать нежелательную беременность…

В Средневековье инкубов описывали мерзкими и горбатыми тварями. Считалось, что рожденные от них дети такие же уродливые. А инквизиция, в свою очередь, всех младенцев с малейшими отклонениями, родившихся не от законных мужей тут же называла детьми Дьявола.

Позже, начиная с XVII столетия инкубы, наоборот описывались красавцами-мужчинами. Фиксировались случаи, когда демоны являлись в образе умерших мужей.

Смотрите также:

Наше время

Средневековые легенды о зачатиях от призраков можно назвать выдумками. В те далекие времена вообще много чего выдумали!

В 1988 году в Ленинграде 22-летней пациентке Анне был поставлен диагноз гипоплазия, в народе этот недуг называют «детская матка». При таком диагнозе зачатие невозможно. От девушки сразу же ушел муж. Родители рассказывали, что более месяца девушка находилась в тяжелой депрессии.

В одну из ночей, ей приснился муж. Он попросил прощения и вступил с ней в близость, которая, по признанию Анны была сказочно бурной. Уходя, он сказал: «У нас родится сын» — и растворился в воздухе.

Через месяц девушка пришла к гинекологу, который определил у нее четырехнедельную беременность. Врачи были в замешательстве, к тому же диагноз девушке поставили в нескольких клиниках. Открыв архивы, медики выяснили, что женщины с таким диагнозом иногда рожают. До этого, такой случай был зафиксирован в 1910 году. Правда, у той женщины все прошло естественным путем, ребенок родился от живого и законного мужа…

Врачи предлагали сделать девушке аборт, утверждая, что с ее диагнозом ребенок не родится здоровым. Анна категорически отказывалась. Роды прошли тяжело и закончились смертью девушки. А сам ребенок родился мертвым.

Позже родители Анны рассказывали, что в предполагаемые ночи зачатия, в их квартире наблюдались полтергейстные явления: слышались шаги и скрипы дверей.

АНТИСЕМИТИЗМ - ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

В качестве примера можно привести несколько высказываний о евреях всемирно известных людей.

Джордж Вашингтон (1-й президент США, 1732 - 1799, из его книги «Максимы Вашингтона»): «Весьма прискорбно, что ни одно государство, более старое, чем это, не смирило их как чуму общества и величайших врагов его, присутствием которых осчастливлена Америка».

Магомет (основатель магометанства, 570 - 632, из Корана): «Это непостижимо мне, что до сих пор никто не изгнал этих скотов, дыхание которых подобно смерти. Не уничтожит ли каждый диких зверей, пожирающих людей, даже если они сами имеют человеческий облик? Являются ли евреи кем-либо другим, кроме пожирателей людей?».

Мартин Лютер (церковный реформатор, 1483 - 1546): «Страстное желание кричащих сердец евреев уповает на тот день, когда они смогут обращаться с нами, как они действовали во времена Есфири в Персии. И как евреям близка книга Есфирь, которая оправдывает их кровожадность, мстительность и аппетиты разбойничьих надежд! Никогда солнце не светило народу, более кровожадному и мстительному, который лелеет идею уничтожения и удушения иноверцев».

Джордано Бруно (итальянский ученый и философ, 1548 - 1600): «Евреи являются зачумленной, прокаженной и опасной расой, которая заслуживает искоренения со дня её зарождения».

Петр Первый (русский император, 1672 - 1725): «Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками. Они не получат разрешение поселяться и устраивать свои дела. Несмотря на мои распоряжения, они стараются осуществлять это подкупом моих чиновников с целью стать равноправными».

Жан Франсуа Вольтер (французский писатель, 1694 - 1778): «Евреи являются не чем иным, как презираемым и варварским народом, который на протяжении длительного времени сочетал отвратительное корыстолюбие с ужасным предрассудком и неугасаемой ненавистью к народам, которые их терпят и на которых они обогащаются».

Бенджамин Франклин (американский ученый и государственный деятель, 1706 - 1790): «Где бы ни было, в стране, где поселяются евреи, независимо от их количества, они понижают её мораль, коммерческую честность, изолируют себя и не поддаются ассимиляции. Если мы, путем Конституции, не исключим их из США, то менее чем через двести лет они ринутся в большом количестве, возьмут верх, проглотят страну и изменят форму нашего правления. Если вы не исключите их, то менее чем двести лет наши потомки будут работать на полях, содержа их, в то время как они будут потирать руки в своих конторах. Я предупреждаю вас, джентльмены, если вы не исключите евреев навсегда, то Ваши дети будут проклинать вас в ваших могилах».

Наполеон Бонапарт (император Франции, 1769 - 1821): «Евреев надо рассматривать как нацию, но не как религиозную группу. Они являются нацией в середине нашей нации. Собственность целых деревень грабится евреями, они восстановили крепостничество, они являются настоящими стаями воронов. Нищета, вызываемая евреями, не исходит от одного индивидуального еврея, но является сущностью всего этого народа. Они как гусеницы или саранча, которые поедают Францию. Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям».

Франц Лист (венгерский композитор, 1811 - 1886): «Настанет момент, когда все христианские нации, среди которых живут евреи, поставят вопрос, терпеть ли их дальше или депортировать. И этот вопрос по своему значению так же важен, как вопрос о том, хотим ли мы жизнь или смерть, здоровье или болезнь, социальный покой или постоянное волнение».

Генри Форд (американский автопромышленник и писатель, 1863 - 1947, «Нью-Йорк таймс» 8 марта 1925 г.). «Подвергните контролю 50 самых богатых еврейских финансистов, которые творят войны для собственных прибылей, и войны будут упразднены».

Уинстон Черчилль (английский государственный деятель, выступление в палате представителей 5 ноября 1919 г.): «Нет надобности преувеличивать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции, интернациональных евреев-атеистов. Более того, главное вдохновение и движущая сила исходят от еврейских вождей. В советских учреждениях преобладание евреев более чем удивительно. И главная часть в проведении системы террора, учрежденного ЧК, была осуществлена евреями и в некоторых случаях еврейками. Такая же дьявольская известность была достигнута евреями в период террора, когда Венгрией правил еврей Бэла Кун».

Эти высказывания можно продолжать очень долго. Но не только элита понимала сущность «богоизбранных». Простой русский народ понимал евреев прекрасно. Можно взять несколько русских пословиц и поговорок:

- «Черти и жиды - дети сатаны».

«Жиду верить, что воду ситом мерить».

«Жид обманом сыт».

«Жид правды боится, как заяц бубна».

«Нет рыбы без кости, а жида без злости».

«Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог».

«Жид в деле, как пиявка в теле».

«Кто жиду волю дает, тот сам себя продает».

«Кто служит жиду, не минует беду».

«Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься».

Заметим, что хозяева жидов заинтересованы в умеренном и управляемом антисемитизме. За счёт такого антисемитизма они дрессируют жидов, сплачивают их, заставляют держаться вместе, делают их злее, агрессивнее и в целом делают жидов полностью управляемыми существами. Хозяев жидов пугает антисемитизм только в неуправляемых формах.

Уникальность еврейского шовинизма заключается в том, что евреи свой шовинизм умело внедряют в головы других народов через религию - иудохристианство. Те, кто проповедует христианство, оскорбляют и принижают собственный народ. Надо очень не уважать, презирать и ненавидеть собственный народ, чтобы принимать и проповедовать идею богоизбранности другого - еврейского народа.

Поразмышляем немного о богоизбранности евреев. Что этот народ реально собой представляет? О сексуальных извращениях евреев говорить можно отдельно, для целей данной работы сказано достаточно.

Близость «богоизбранных» евреев к богу можно показать на одном примере. Когда Христа решили распять, то повели его к римскому правителю Понтию Пилату, и он, стремясь разобраться, за что его хотят убить, посчитал, что «предали его из зависти». После чего пытался еврейский народ отговорить. Это ему не удалось. Тогда он решил использовать праздник пасхи, где был обычай одного из преступников миловать. Был тогда один узник, известный бандит и убийца, называемый Варавваю, и Пилат предложил народу одного из них (Варавву или Христа) отпустить. Еврейский народ потребовал Варавву отпустить, а Христа распять (от Матфея 27:11-26). Вот вам и богоизбранный народ, его любовь к христианскому богу. Для них отъявленный бандит и убийца Варавва лучше «любимого» Иисуса Христа.

Следовательно, христиане должны были бы евреев считать не богоизбранным народом, а сатаной избранным народом. Разве можно этот народ считать богоизбранным? А в христианстве записано, что евреи - богоизбранные. Что же за бредовая религия - это христианство? Нелепая до безобразия. В ней всё наоборот, а игра «в наоборот» - это любимая игра дьявола.

Посмотрим повнимательнее на этот «богоизбранный» народ. Евреи - народ специфический. Типичный еврей - это человек патологически нечестный, фанатик и деспот, человек неумеренной жестокости, идейный рабовладелец.

Не слушайте лживые песни евреев о демократии и свободе слова. Евреи ненавидят свободу слова. Под свободой слова они понимают только свободу своего слова. Свобода чужого слова им ненавистна. У евреев звериная нетерпимость к инакомыслию. Вы сейчас в России можете свободно в центральных книжных магазинах купить хотя бы «Мою борьбу» Адольфа Гитлера, не говоря уже о более серьезной литературе? О какой же свободе слова может идти речь? Если в книге Гитлера написаны бред и глупость, то чего же евреи её так боятся? Глупость не страшна. Один этот факт уже заставляет подозревать, что в книге Гитлера есть что-то истинное и серьезное. А ведь книга Гитлера - это всего лишь одна из книг, и далеко не самая сильная. Недаром русская пословица гласит: «Жид правды боится, как заяц бубна».

Сейчас все евреи записались в демократы. Очень смешно слушать сказки насчёт любви евреев к демократии. Идеал для еврея - это рабовладельческий строй, где еврей не только может обманывать и безжалостно эксплуатировать другие народы, но и свободно убивать рабов тогда, когда ему хочется.

Есть один текст в евангелии от Иоанна, который многими понимается превратно.
Более того, это неверное понимание, вылилось в представление обо всех иудеях времени Иисуса, как служителях дьявола.
Впоследствии, в этом обвинили и Тору и всех представителей иудаизма.

Вот этот текст:
Ев Иоанна 8:30

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Тогда сказал Иисус к уверовав­шим в Него Иудеям: если пре­будете в слове Моем, то вы истин­но Мои уче­ники,

и по­знáете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истин­но, истин­но говорю вам: всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха.
8:37
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, по­тому что слово Мое не вмещает­ся в вас.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ска­за­ли Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

А теперь ищете убить Меня, Человека, ска­за­в­шего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любо­деяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, по­тому что Я от Бога исшел и при­шел; ибо Я не Сам от Себя при­шел, но Он по­слал Меня.

Почему вы не по­нимаете речи Моей? Потому что не можете слы­шать слóва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять по­хоти отца вашего .

Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

В чём же суть в конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями?

Что же имел ввиду Иисус?

Почему они "уверовав" тут же восстали на Него?

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус .

На вопрос самарянки:

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев . (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться

(т. е. поклоняться)» - он признаёт спасительным.

2. Это термин указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)

Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа — людей, относящихся к религиозной элите :

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям).
Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества.

Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

В чём же заключалась их «вера»?

Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян :

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали:

это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем … удалился... (Иоан. 6, 14–15)

Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.

Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической , и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31).

Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем , то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными . (Иоан. 8, 31–32)

Здесь он призывает вникать в его учение , познавать истину, им возвещаемую .

Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины .

Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания , в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.

Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства , которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала...

(Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию

(Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).

Библия. 1 Иоана 3 гл. 10 ст:
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего»

Библия. 1 Иоана 3 гл 9 ст:
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога.»

Библия.(Иоана гл 8: 43-45) Иисус Христос:
«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.»

Библия. Иоана 1 гл: 10-11:
«В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.»

Мир любит сказки…. Мир сочиняет свои представления о Боге….Не зная Библии, не имея понятия о Законах и Заповедях Бога…, не постигая Его Характера.., Его Природы.., Его Любви ….
Не понимая духовных причин своих бедствий и несчастий, нередко обвиняя в этом Создателя Вселенной, многие люди тем ни менее, имеют уверенность в том, что все они – дети Одного Бога, и Он сотворил их именно такими, какие они есть, с их грехами, увечьями, половыми извращениями, с их стремлением ко злу и страстями разного рода….

Люди считают, что это Бог сделал их таковыми для каких-то своих целей…,поэтому люди должны только исполнить свою роль, своё назначение быть тем или иным героем пьесы под названием «Земная жизнь»………….
Уверенные в том, что все люди являются детьми Бога, они уверены и в том, что после земной жизни всех без исключения ожидает то ли полная смерть (из праха в прах).., то ли Небесная Обитель для отдыха и нового воплощения в новые тела для иных реализаций их бессмертной души….

Начнём с того, что люди – это прежде всего творения….. А вот станут ли они ДЕТЬМИ Божьими зависит от того, родятся ли они от Бога…..КАК это? – спросит кто-то – родиться от Бога…..

Родиться от Бога – означает ПРИНЯТЬ ЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, ПОЛЮБИВ ЕГО И ПОВЕРИВ В НЕГО!.....И не только принять Бога, как Создателя Вселенной, НО и принять Сына Его Единородного – Иисуса Христа, посланного в мир для возможности спасение нашей души и примирения с Отцом, возвращения в Эдем…..
Сказано в Слове: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.» (Иоана гл 3: 36)

Сам Христос, разговаривая с фарисеем Никодимом о Царствии Божьем, сказал: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.»(Иоана 3:3)…И дальше ОН поясняет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.»(Иоана 3:6)…
Рождение свыше (от Духа) происходит ПО ВЕРЕ В БОГА И ЕГО СЫНА …Евангелие от Иоана 1 гл 12-13 ст:

«А тем, которые ПРИНЯЛИ Его, ВЕРУЮЩИМ во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.»

ЧТО же происходит с человеком во время уверования в Бога и Его Сына?.....Происходит изменение сознания, «открываются шлюзы» для принятия Духа Святого, который беспрепятственно входит в дух человеческий и соединяясь с ним, рождает НОВОГО ЧЕЛОВЕКА – ДИТЯ БОЖЬЕ……..В ДУХЕ РОЖДАЕТ…..
Когда человек принимает Господа в своё сердце, то он не просто говорит: да, я поверил….Но он осознаёт, что до этого он был грешником, безбожным человеком, жил вопреки Божьим Заповедям и Его Воле, не верил в Бога, НО верил в себя и другие философии мира….был циником, блудником, гордецом, сквернословом и пр…..

Человека озаряет осмысление того, что оказывается БОГ ВСЁ видел и слышал, всё, что человек творил своими грязными устами, руками, мыслями!...........Человек ужасается от осознания того зла, которое он успел сотворить по собственной воле и желаниям греховной плоти, оправдывая себя чем угодно во имя своё……..

Во время истинного Принятия Господа человек осознаёт себя не способным без помощи Божьей освободиться от своей греховной устремлённости, привычек, твердынь разума, желания совершать грехи…..человек ощущает острую нужду в прощении, очищении от грязи, изменении своей души и жизни в сторону Света и Любви………
Он понимает, что освободить его может только Христос через Крест, на который Он взошёл, чтобы Ценой своей Святой Крови Искупить всякого, кто уверует в Его Спасительный Дар Искупления!.............

Человек верит и осознаёт, что Христос – Сын Бога, сам Бог, потому что ОН наделён властью прощать грехи! (не один человек не имеет этой власти, власти ПРОЩАТЬ ГРЕХИ ПЕРЕД СУДОМ БОЖЬИМ!)….(поэтому когда попы говорят: «отпускаются, чадо, тебе твои грехи», не думайте, что попы вас прощают….Нет, но Только Господь прощает ПРИ ИСТИННОМ ПОКАЯНИИ человека и желании стать Божьим дитём)….
Некоторые считают, что достаточно произнести молитву покаяния, прочитать её по бумажке, повторить за кем-то машинально, как ритуал, как магическое действие…и дело сделано……Они заблуждаются….

На простом примере человеческих отношений вы знаете, что если ты не почувствуешь к кому-то любви, доверия, стремления общаться с ним и пр.., то никаких отношений возникнуть не может, ваш дух будет закрыт для данного субъекта, вы будете как бы мертвы друг перед другом: ни желаний, ни стремлений, ни радости…..
Но как только вы чувствуете к человеку доверие и любовь, вы словно оживаете, в вас появляются мечты, планы, цели…вы словно обретаете крылья…..

Но человек в человеке затем может разочароваться….и сникнуть духом, ведь все люди ограничены в своих силах и понимании других….. К тому же дух человека хоть и может поднять и вдохновить другого, но это вдохновение часто не к добру…..ведь мы знаем, как «гении – злодеи» «вдохновляли» огромные массы людей на дела Тьмы…………

Но я говорю о Духе Самого Бога!..........Дух Бога – это Единственный Дух, который может возрождать человека из мёртвых, освобождать от греховных зависимостей и стремлений, от депрессии, уныния, отчаяния, безразличия, чувства одиночества и ненужности, стремления к смерти и самобичевания, ненависти и эгоизма…..
Дух Божий – Это Святой Дух!.....

Он способен смывать грязь с души!..преображая её, как преображается лицо того, кто смывает с него копоть и прилипшую паутину….
Дух Святой способен изменять человеческие мысли и образы, направление желаний и стремлений, побуждая человека к истинным ценностям, мечтам и делам, обнаруживая перед человеком пустоту и никчёмность его прежней жизни, освещая все закоулки души, выявляя забытые уже поступки и решения, которые стали причиной дальнейших бед и несчастий…

Дух Святой покажет вашему «внутреннему» человеку вас самих, какими вы были чистыми в детстве и какими стали, когда совершили противобожные поступки и дела….ОН обличит, приведёт к покаянию, простит и утешит!.....ОН покажет выход, согреет Любовью Отца и Сына, направит к Слову Истины, наполнит Жизнью!..........
Вы станете Дитём Божьим, когда захотите обрести Святой Дух…когда решите идти за Господом и слушать Его Голос, а не голоса этого мира….

Библия. Иоана 14: 16-17:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.»

«Библия. (Иоана гл 10:27-28) Иисус Христос:
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей»
Библия. Иоана гл 14:26:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.»

Библия. 1 Иоана гл 4:
«1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.»

Вы не сможете быть Дитём Божьим, если будете слушать мир, его учителей, которые не знают Бога и не верят в Него, которые есть служители дьявола, ибо исполняют его похоти и желания, продвигают в умы его идеи и стремления…..
Невозможно служить Богу и Мамоне одновременно, так не бывает, это подобно тому, как если бы вы захотели одновременно летать и ползать…, гореть и быть льдом.., смотреть в Небеса и в чёрную яму ……

Как только вы переключаете взгляд с Бога на мирских учителей, на мирские мнения, фильмы, ток-шоу, мирскую литературу.., споры и распри….,сразу же вы выходите из Божьего присутствия, из Его полноты и близости…..ваш ум захватывают чуждые течения и волнения, грязные потоки лжи, разврата, ненависти, гнева, раздражительности…..

Христос сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Матфея 6:22-25)

На ЧТО и на КОГО вы смотрите? !
В Слове сказано: «свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы..» (Иоана 3: 19-20)…..

Люди думают, что они видят свет, когда читают мирских учителей…, когда смотрят ТВ – ток-шоу, где участвуют психологи и экстрасенсы, служащие мамоне и дьяволу….Люди думают, что свет входит в них, когда они слушают мирскую страстную музыку, которая подобно вкусному яду, убивает их души, ведь повторяя за «светлоликими» певцом или певицей подобные слова: « Напилася я пьяна, не дойду я до дома»…или « Я душу дьяволу продам за ночь с тобой»..или
«Если спросят меня: Где взяла я такого мальчишку сладкого? Я отвечу, что угнала, как чужую машину девятку я..»..или «А впереди еще три дня и три ночи, и шашлычок под коньячок - вкусно очень…..У тебя далеко дом и семья, и меня с курорта ждут сыновья…» …люди в это время устами своими и сердцем своим находятся во власти сатаны..его мира страстей и вседозволенности, то есть такой человек является дитём дьявола ---------

Иоана гл 8: 44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего…»

Иакова 4:4: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.»……….

Поэтому свет, который в вас – есть тьма! Но эта тьма приведёт ваш дух во тьму депрессий, уныния, разочарований, ропота, недовольства всем.., гнева на Бога…и в конечном итоге во Тьму кромешную………
Но всегда был и есть Свет Истинный! ….Библия.(Иоана гл 8:12) Иисус Христос: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни…»

Иоана гл 1: 9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал….»

Дитё Божье видит Бога, оно смотрит на Божьи Заповеди, на Его обетования, Его Мудрость и Любовь….
Божий человек поступает всегда так, как поступил бы в том или другом случае Христос….Имея возрождённую природу, дитё Божье уже никогда не пойдёт туда, откуда вышло….не пойдёт в ту грязь, обман и тьму духовную, в которых находилось долгое время, получило массу отравы, боли, угнетения, разочарования, непонимания…..и совершая собственные грехи и зло, пожинало то, что сеяло, нередко обвиняя в этом Создателя…………..

Дитё Божье уже научилось отличать Свет от Тьмы.., добро истинное от неправедного…, искренность от лукавства…, овец от волков в овечьей шкуре….ибо сказано в Слове (2 Коринфянам гл 11: 13-15):

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.»…….

Дети Божьи любят своего Отца Небесного и никогда не предадут Его, ибо познали от Него Великую Милость Прощения и Любви, Заботы и Участия в их жизни и душе; познали Благость и Свободу от томящих душу грехов и вины, от зависимостей и тоски, одиночества и отчаяния!..........Бог избавил!...Бог дал Надежду, согрел, омыл, преобразил характер и мысли!....

ОН, как любящий и заботливый Отец, встретил блудного сына своего и одарил многими ласками и заботами, укрыл в сени Крыл Своих от злобного, кишащего змеями и скорпионами мира страстей и похотей, восстающих на душу человеческую!
Если вам не составляет труда предать своих заботливых родителей, наплевать на них, пренебречь ими за ненадобностью, отбросить, как ненужный тлен, как ветошь…, то вам труднее меня понять,
чем тем, кто любит и чтит отца и мать своих!....
КАК может Дитё Божье начать сомневаться в Боге и Его Милости только потому, что вокруг творится беспредел человеческих страстей и поруганий?!
Ведь, Дитё Божье ЗНАЕТ, что НЕ БОГ этому ПРИЧИНА, НО САМИ ЛЮДИ, ОТВЕРГНУВШИЕ БОГА!...........

Сын, оставивший своего отца и пошедший вслед за блудниками и лиходеями, погрязший в разврате и насилии обвиняет в этом своего отца?!..........Да нет же!.... Сын сделал это по собственной воле, которую никто не может забрать у человека и в первую очередь Господь! …Свободная воля духовного выбора – это одна из составляющих истинной Любви!

Вы сами выбираете, КУДА И ЗА КЕМ вам идти! – то ли за Богом, то ли за дьяволом!...........

Бог дал Законы, Заповеди, ДАЛ БЛАГОДАТЬ СПАСЕНИЯ ДУШИ ВАШЕЙ, но вы пренебрегли всем этим! Так ктО же виноват в этом: Бог или вы сами?!............
Бог предупреждал о Последних временах в Своём Слове
(2 Тимофею гл 3:1-7):
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины….»