Церковь святой ирины в византии. Церковь святой ирины

иначе Агиа Ирини (Αγία Ειρήνη) (532) - храм в Константинополе, посвященный Святому Миру - Господу нашему Иисусу Христу. Место проведения будущего Восьмого Вселенского (Великого и Святого) Собора в 2016 г.

Храм святой Ирины расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. В храме находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки св. Императора Константина.

Христианский храм на этом месте возведен в начале IV в. на месте руин древнего храма Афродиты при св. Императоре Константине. Первоначальный храм Святой Ирины являлся главным храмом Константинополя до постройки Святой Софии. В мае-июле 381 г. в нем проходили заседания Второго вселенского собора.

В январе 532 г., во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при св. Императоре Юстиниане в 548 г.

Храм Святой Ирины сильно пострадал от землетрясения 740 г. и был перестроен. Фигурные мозаики уничтожены иконоборцами, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе находится мозаичный крест.

Храм Святой Ирины после падения Византии

После падения Константинополя в 1453 г. храм Святой Ирины был осквернен, но не был переделан в мечеть. До XIX в. использовался турками в качестве оружейных складов и для хранения трофеев. С 1846 по 1874 г. в церкви находился Музей древностей, а с 1908 г. — Военный музей. В 1946 г. храм Святой Ирины освободили от всех коллекций для проведения археологических исследований.

В 1978 г. храм Святой Ирины передан Министерству культуры Турции и превращен в концертный зал. С 1980 г. - основная площадка для ежегодного международного музыкального фестиваля. Храм был в основном закрыт для посетителей, кроме как по специальным случаям. С апреля 2014 г. туристы могут свободно посещать храм.

В 2010 г. в рамках православно-католического музыкального проекта «Три Рима» в Храме Христа Спасителя в Москве, в церкви Святой Ирины в Стамбуле и в Ватиканском зале папских аудиенций состоялись концерты музыки Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, а также сочинений . Идея экуменического фестиваля родилась осенью 2009 г. на встрече митр. Илариона с папой Бенедиктом XVI.

Храм Святой Ирины и Восьмой Вселенский Собор

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День второй. Посещение выставки, посвященной местам паломничества на территории Турции. Выступление хора московского Сретенского монастыря // Патриархия.ru.

в К-поле[храм Св. Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь; греч. Ναὸς τῆς ῾Αγίας Εἰρήνης, ῾Αγία Εἰρήνη, Παλαιὰ Εἰρήνη, Παλαιὰ (ἀρχαία) ᾿Εκκλησία, πατριαρχεῖον; лат. Ecclesia Antiqua], один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи ; основан не позже нач. IV в., сохранившаяся постройка возведена имп. Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В наст. время - часть музея собора Св. Софии в Стамбуле.

История

Точное время возникновения христ. храма на месте И. х. неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле т. н. Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в нач. IV в. находилось место собраний христ. общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи имп. Константина I Великого были христ. община и скромный храм (Socr. Schol. Hist. eccl. I 16). Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления И. х. с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений. Согласно большинству визант. источников, И. х. был возведен в 20-30-х гг. IV в. имп. Константином, к-рый, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Св. Мира (Ibidem; Theoph. Chron. P. 23; Georg. Mon. Chron. P. 501; Phot. Bibl. Cod. 257; Patria CP. 1901. Т. 1. P. 18, 74). Название храма знаменовало одержанную в 324 г. имп. Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в рим. гос. традиции. Таковы алтарь Мира имп. Августа Октавиана (Ara Pacis Augustae), возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Р. Х.; храм Мира, построенный в Риме имп. Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Т. о., строительство И. х. в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христ. мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии И. х. отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир» (И. х.), и «Святая Премудрость» (храм Св. Софии) - это священные свойства Бога, Которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма (Mathews. 1971. P. 79).

Поскольку строительство к-польской базилики Св. Софии затянулось до 360 г., главным городским храмом в этот период оставался И. х. После 360 г. освященная базилика Св. Софии стала кафедральной, но значение И. х. сохранилось. Оба храма продолжали использоваться одновременно: у них сформировался единый клир, к-рый совершал богослужения в Св. Софии по праздничным и воскресным дням, а в И. х.- по будням. Храмы расположены в 110 м друг от друга; их близкое положение неоднократно упоминается в исторических источниках (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Храмы ориентированы по одной оси на юго-восток; у них было единое ограждение, и вокруг них постепенно был построен единый комплекс общественно-религ. зданий различных служб К-польского Патриархата, дворец патриарха и его канцелярии - Великая церковь (Μεγάλη ᾿Εκκλησία; Ibid. II 16). В периоды долгого строительства храма Cв. Софии, а затем его многочисленных перестроек и ремонтов основные события христ. жизни К-поля были сосредоточены в И. х. За этой церковью постепенно закрепилась роль храма при патриаршей резиденции.

В 336 г. еп. Александр К-польский заперся в И. х. и неск. дней молился о Божией помощи в разрешении спора с арианами, поскольку в это время имп. Константин потребовал от него принять Ария в церковное общение. Конфликт разрешился с неожиданной смертью Ария (Ibid. I 37-38; Sozom. Hist. eccl. II 29-30; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). В 337 г. в И. х. был рукоположен во епископа К-поля св. Павел Исповедник, но вскоре из-за противодействия партии сторонников диак. Македония он был низложен и сослан в Фессалонику (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7; Sozom. Hist. eccl. III 3-4; Theodoret. Hist. eccl. I 19). Епископом стал Евсевий Никомидийский, после его смерти в 341 г. св. Павел пытался вернуться на кафедру. Когда префект К-поля Филипп по приказу имп. Констанция II вез Македония (к-рого он поддерживал) на колеснице к И. х. для рукоположения, рядом с храмом они встретили яростное сопротивление толпы народа. Солдаты, сопровождавшие префекта, силой проложили путь к храму, причем погибли 3150 жителей: часть погибла под натиском толпы, нек-рые были убиты охраной префекта (Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 7; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). С этого момента до 380 г. церковная власть в К-поле оставалась в руках ариан, им же принадлежал и храм. Согласно Житию прмч. Стефана Нового, в 381 г. в И. х. проходили заседания Вселенского II Собора , к-рый окончательно утвердил Символ веры и осудил арианство (Vita S. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1144). Свт. Иоанн Златоуст в период епископства в К-поле (398-404) произнес ряд проповедей в И. х. В 404 г., во время волнений, вызванных ссылкой свт. Иоанна Златоуста, базилика Св. Софии была сожжена, и до 415 г. И. х. был главным городским храмом. Согласно преданию, в 447 г. в И. х. был погребен мальчик, вознесенный на небо во время землетрясения в К-поле и слышавший там ангельское пение Трисвятого (ActaSS. Sept. T. 4. P. 687; SynCP. Col. 426). В 465 г. большой пожар, уничтоживший часть центра К-поля, едва не перекинулся И. х., но на этот раз храм не пострадал (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 13; историк называет здесь И. х. храмом «Единодушия», ῾Ομονοίας).

13-15 янв. 532 г., во время восстания «Ника», И. х. сгорел, как и весь центр К-поля. Свидетель событий Прокопий Кесарийский писал, что сильный ветер перебросил пламя с крыши дворца префекта претория на И. х., огонь уничтожил на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсония вместе с их пациентами (Procop. Bella. I 24; Idem. De aedificiis. I 2; Chron. Pasch. P. 622; Theoph. Chron. P. 181, 184; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 647-648; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 154-155). Восстановление храма было включено в большой проект имп. Юстиниана по строительству на месте руин нового центра К-поля, в т. ч. собора Св. Софии. Сохранившийся архитектурный облик И. х. по большей части относится к эпохе Юстиниана. В дек. 564 (или 563) г. новый пожар в К-поле уничтожил значительную часть построек центра, в т. ч. 2 мон-ря рядом с И. х., а также часть его атриума и нартекса (Theoph. Chron. P. 240). Вероятно, утраты были вскоре восстановлены.

26 окт. 740 г. И. х. сильно пострадал от землетрясения (Niceph. Const. Brev. hist. P. 59; Theoph. Chron. P. 412). Реконструкция была проведена в ближайшие неск. лет, скорее всего после утверждения на престоле имп. Константина V (743).

И. х. снова упоминается в источниках в 859 г. в связи с историей борьбы церковных партий свт. Игнатия и свт. Фотия за Патриарший престол. Высланный в 858 г. из К-поля свт. Игнатий, уезжая, наложил запрет на проведение богослужений в Св. Софии. Сторонники свт. Фотия, возведенного на престол вместо свт. Игнатия, заняли собор св. Апостолов , но неск. епископов, поддерживавших свт. Игнатия, 40 дней заседали в И. х. и объявили о низложении свт. Фотия (Mansi. Т. 15. Col. 211; T. 16. Col. 416). Решение этого Собора в действие не вступило, поскольку большинство церковного клира и имп. Михаил III в то время поддерживали свт. Фотия.

В 923 г. имп. Роман I Лакапин издал политически важное постановление, согласно к-рому позволялось при очень строгих ограничениях заключение 3-го брака, но 4-й брак осуждался. Указ был призван прекратить длившееся уже 15 лет противостояние сторонников и противников 3-го брака имп. Льва VI Мудрого . По случаю примирения сторон было установлено ежегодно в июле совершать торжественную службу в И. х.; затем церковная процессия, в к-рой участвовали патриарх и имп. семья направлялась к собору Св. Софии (Const. Porphyr. De cerem. I 45 (36)).

По источникам X в. известно о некоторых особых литургических церемониях, проходивших в И. х. 23 янв. здесь совершалось поминовение мч. Климента Анкирского (SynCP. Col. 417); освящение храма праздновалось 27 или 28 апр. (Ibid. P. 631-632); в Великую пятницу патриарх совершал службу для катехуменов, т. е. оглашенных (Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34)). Также в Великую пятницу из реликвария имп. Большого дворца (или храма Богородицы Фара) в И. х. выносили для поклонения св. копие (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. К., 1907. С. 137-138).

После X в. И. х. почти не упоминается в визант. источниках. Вероятно, храм потерял значение после того, как в XII-XIII вв. политический центр К-поля и частично Патриаршая резиденция постепенно переместились во Влахерны . Тем не менее до 1453 г. И. х. сохранял свое положение одного из древнейших храмов К-поля.

С 1464 г., в эпоху османского правления, храм был включен в территорию султанского дворца Топкапы и использовался как казарма для дворцовой стражи янычар. В 1726 г., при султане Ахмеде III, в И. х. складировали оружие; здание в обиходе получило название Ич Джебехане (Арсенал). К стенам в ряде мест были подведены укрепляющие их контрфорсы. В 1846 г. в храме был размещен музей тур. военных трофеев. В 1875 г. при музее был организован отдел древностей, среди к-рых демонстрировались визант. саркофаги, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады 1453 г., памятник возничему ипподрома Порфирию, постамент для серебряной статуи имп. Евдокии. В 1894 г. рус. исследователь Д. Ф. Беляев в составе научной миссии РАИК посещал музей в сопровождении турецких гидов и послов. Он описал архитектуру храма, а также старинное оружие, развешанное на стенах алтаря и разложенное на синтроне, к-рый был обшит деревом вместо мраморного покрытия. В И. х. миссию застало землетрясение; храм от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана, но при этом никто не пострадал.

В 1939 г. из И. х. была убрана турецкая экспозиция и он был передан в состав музея собора Св. Софии. В XX в. в ходе археологических исследований южнее храма обнаружены захоронения византийской эпохи, к юго-востоку от него - большая цистерна для воды. В наст. время храм частично открыт для посещения как филиал музея собора Св. Софии.

Архитектура

Храм Св. Софии и И. х., составляя единое литургическое целое, были главным символом церковного и политического могущества столицы и империи. И. х. (внешние размеры 100×34 м, внутренние - 97×28,5 м) был одним из самых крупных архитектурных проектов имп. Юстиниана. По площади его превосходили только храмы Св. Софии (532-537; 77×71 м) и скорее всего св. Апостолов (536-550; точные размеры неизв.) (см.: Mathews. 1971. P. 78). Прокопий пишет, что площадь И. х. была меньше только площади собора Св. Софии (Procop. De aedificiis. I. 2, 13). Среди базилик И. х. был наиболее протяженным в длину, но базилика Богородицы Халкопратийской (между 450 и 460; ок. 69×31 м) превосходила его по ширине.

В архитектуре И. х. выделяется 4 основных строительных этапа: во время правления Константина, когда церковь представляла собой простую базилику; возведение купольной базилики при Юстиниане после 532 г.; перестройки после пожара 564 г. и после землетрясения 740 г. В наст. время И. х.- 3-нефная купольная базилика с нартексом, атриумом и 5-гранной апсидой с вимой.

Наос

И. х. состоит из центрального подкупольного пространства и примыкающего к нему с запада меньшего по глубине компартимента. Квадратное в плане центральное пространство перекрыто куполом на барабане. Барабан имеет сложные очертания: у основания - квадрат со скругленными углами, который ближе к оконным проемам приобретает форму правильного круга, переходящего в низкий купол. Переход от мощных подпружных арок к барабану осуществляется через паруса правильной треугольной формы. Сев. и юж. арки достигают внешних стен, т. о. образуя рукава подкупольного креста на всю глубину боковых нефов. Вост. подпружная арка перекрывает виму и через 2-уступчатую триумфальную арку соединяется с конхой апсиды. Зап. подкупольная арка служит одновременно опорой для свода зап. компартимента наоса. Он перекрыт купольным сводом сложной эллиптической формы; его сев. и юж. подпружные арки также доходят до внешних стен. Центральный купол опирается на мощные пилоны, между к-рыми поставлено по 4 колонны, служащие опорами для хоров над боковыми нефами. В зап. компартименте эти хоры опираются с каждой стороны на колонну и мощный пилон. Вместе с хорами над нартексом они образуют П-образный обход вокруг центрального нефа во 2-м ярусе. В промежутках между подкупольными пилонами хоры открыты в центральное пространство и отгорожены лишь низкими колоннадами. Вход в наос осуществляется из атриума через нартекс, а также непосредственно через двери в зап. части сев. нефа и центральной части южного. Сравнительно недавно были обнаружены еще 2 заложенных в позднее время входа, фланкирующих внутреннюю нишу неизвестного назначения в центральной части сев. нефа, приподнятую над уровнем пола.

Боковые нефы перекрыты поперечными коробовыми сводами, разделяющими каждую из травей. Поскольку они опираются на арки разного уровня (поперечные, переброшенные от импостов колоннад к простенкам между окнами на внешней стене, продольные в колоннадах и пристенные над окнами), то представляют неровную поверхность. Тем не менее выстроенные в ряд, они образуют красивую перспективу криволинейных поверхностей. Тонкие и изящные мраморные колонны, разделяющие нефы (по 1 в западном и по 4 в вост. компартиментах колоннад), контрастируют с мощными кирпичными пилонами. По декору они просты: вместо сложнопрофилированных баз они стоят на квадратных пьедесталах. Капители превращены в трапециевидные импосты с волютами, относящиеся к т. н. псевдоионическому ордеру. Со стороны центрального нефа на них вырезан крест в низком рельефе, а со стороны боковых нефов они украшены монограммами имп. Юстиниана и имп. Феодоры, такими же, как в храме Св. Софии. Это довольно скромное решение, т. к. обычно монограммы императоров занимали более заметное место в декоре храма.

Нартекс немного шире наоса и атриума. Он состоит из 5 ячеек: боковые перекрыты первоначальными крестовыми сводами, остальные - цилиндрическими продольными и крестовым (центральная) сводами, возведенными в тур. время. Из каждой ячейки двери вели в атриум - в 3 центральных прямоугольных портала с арочными окнами над ними и в 2 боковых арочных, более высоких (ныне заложенные). На уровне сводчатых конструкций нижнего яруса проходит карниз визант. времени, который охватывает все пространство храма по периметру. Над нартексом устроена сводчатая галерея: в ее угловых помещениях сохранились крестовые своды визант. времени, 3 центральные сводчатые ячейки относятся уже к тур. перестройке. В западной стене галереи 5 окон обращено в сторону атриума; столько же окон в восточной стене направлено в сторону центрального нефа и боковых галерей. Сохранившийся нартекс принадлежит к периоду 2-го юстиниановского строительства. Предшествующий занимал зап. часть существующего зап. компартимента наоса: массивные опоры под хорами обозначают его вост. границу. Он не превосходил ширину храма.

Апсида, полигональная снаружи, имеет в интерьере правильную полуциркульную форму. В восточной части храма нефы завершаются напоминающими пастофории купольными компартиментами. Они располагаются по сторонам вимы и имеют дверные проемы с севера, юга и востока, оформленные монументальными порталами. Вост. двери первоначально вели наружу, но после 532 г. (Mathews. 1971. P. 84) по сторонам апсиды были пристроены помещения неправильной формы. Кладка восточных компартиментов нефов представляет собой грубое попеременное сочетание 5-6 рядов кирпича и 3-4 рядов камня. Долгое время они считались изолированными и принимались за дополнительные апсиды храма, в результате чего возникла теория O. Вульффа о 3-частном святилище (Wulff O. Altchristliche und byzantinische Kunst. B., 1913. Bd. 1. S. 384) и Ф. В. Дайхманна - об И. х. как о прототипе 3-апсидных алтарей в средневек. Италии (Deichmann F. W. Caratteristiche dell"architettura proto-bizantina nel occidente // Corsi di cultura sull"arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1957. Vol. 5. Р. 54).

В храме много света, проникающего через большое количество окон в барабане, алтаре, стенах. Нек-рые из окон сейчас имеют прямоугольные очертания, но в визант. время все они имели полуциркульное завершение. Окна настолько широкие, что превращают стены в тонкую мембрану, которая не несет тяжести распора купола и полностью гасится массивными опорами. В алтаре над синтроном расположены 3 окна, самые большие по размеру; их оси расходятся по радиусам от единого центра. Барабан прорезан окнами меньшего размера, всего их насчитывается 20 (только 5 открыто в наст. время). На боковых стенах сделаны окна равных размеров, составляющие 4-ярусную композицию, изначально симметричную (в тур. времена неск. проемов было заложено). Нижний ярус с неравномерным распределением дверей и оконных проемов над ними соответствует уровню нефов; остальные 3 находятся на уровне галерей. В центральном компартименте с сев. и юж. сторон над 2 рядами по 5 окон помещаются по 3 окна, завершающие люнеты стен (в сев. стене заложены). В западном, более узком, аналогичная композиция урезана на одну ось. Вероятно, так же были расположены окна и на зап. стене.

Совр. облик И. х. во многом сходен с обликом собора Св. Софии. Поверхности сев. и юж. стен-мембран немного утоплены и очерчиваются огромными арками, соответствующими выступам подкупольных рукавов. Арки завершены щипцами, образованными 2-скатными кровлями над подкупольными рукавами. Между ними размещены малые щипцы, завершающие широкие центральные лопатки и дополняющие общий ритм оформления боковых стен. Простенки между окнами главного барабана превращены в небольшие контрфорсы, над к-рыми возвышается плоский купол. Кровля над сводом зап. компартимента столь низка, что едва видна снаружи.

Убранство

По словам А. ван Миллингена, все поверхности стен в интерьере были покрыты мраморной облицовкой. Это предположение подтверждается большим количеством мраморных осколков и металлических скоб, найденных в кладке. Верхние зоны храма - купол, паруса, подкупольные арки, конха - были покрыты мозаикой. Мозаика конхи сохранилась: на золотом фоне с зеленым поземом помещен золотой крест в черной окантовке, опирающийся на 3-ступенчатый пьедестал. На триумфальной арке помещены 2 мозаичные надписи. Нижняя соответствует Пс 65. 5-6 (Пс 64 в версии Септуагинты): «Γλησθησόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου̇ ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνη, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ(εὸ)ς ὁ σ(ωτ)ὴρ ἡμῶν, ἡ ἐλπς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς κα τῶν ἐν θαλάσση μακράν» (Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко). Верхняя надпись повреждена (буквы, показанные в квадратных скобках, прописаны краской в местах разрушения мозаики и, по-видимому, не совпадают с тем, что было написано первоначально); смысл восстанавливается гипотетически - «[῾Ο ο] ἰκοδομῶν εἰς τ[ὸν οἰκόν σου κα] ἀνάβασιν αὐτοῦ, κα τὴν ἐπαγγελίαν [τοῦ ἀγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ᾐλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ]νομα α[ὐτοῦ]». Ван Миллинген (Van Millingen. 1912. P. 95-96) реконструирует надпись на основе изречений из Ам 9. 6 (῾Ο οἰκοδομῶν εἰς τὸν οὐρανὸν ἀνάβασιν αὐτοῦ κα τὴν ἐπαγγελίαν αὐτοῦ ἐπ τῆς γῆς θεμελιῶν) и Пс 32 2-1 и Ис 26. 8 (ἠλπείσαμεν εἰς τὸ ὄνομα αὐτοῦ): «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле; уповаем на Имя Его». Надписи помещены в раму из флоральных мотивов. Остатки орнаментальной мозаики, аналогичные тем, что сохранились в храме Св. Софии, уцелели в софитах арок. По составу изобразительных мотивов большинство мозаик может быть отнесено к иконоборческому периоду (между 726 и 785), когда св. крест стал главным иконографическим мотивом и заменил во мн. храмах прежние изображения Христа, Богородицы и святых (Ibid. P. 102). К тому же эта мозаика могла пострадать в 740 г., и ее могли заменить новой. Та же иконографическая программа с цитатой из Пс 65. 5-6 первоначально украшала конху апсиды собора Св. Софии в Фессалонике (80-е гг. VIII в.). Надпись из Пс 65. 5-6 встречается также в храме святых Сергия и Вакха в К-поле (сер. VI в.), т. е. первоначальные тексты надписей, вероятно, появились в эпоху Юстиниана.

Из литургического убранства алтаря сохранился только 6-уровневый синтрон со ступенями в 55-60 см (кроме верхней, равной 45 см). Исследование кладки позволило определить, что ни одна из них не относится к начальному этапу строительства. Подобно нижним частям стен центрального нефа, основание синтрона сложено из квадратных каменных блоков, хотя и меньших размеров. Сверху сиденья были выложены из кирпича. Под синтроном находится полукруглый коридор, который освещался через неск. отверстий, расположенных на 4-й ступени. Арочные своды этого коридора выложены кирпичом, а входы оформлены скромными профилированными порталами, типичными для времени Юстиниана. Аналогичные коридоры, огибающие синтрон с внешней стороны или расположенные внутри его, часто встречаются в малоазийской архитектуре (храм Иоанна Богослова в Эфесе, 565; базилики на о-ве Гемилер (греч. Левиссос; близ. Фетхие) VI в.?). Это характерная черта к-польского круга памятников, хотя ее происхождение скорее всего нужно искать в строительной традиции римских театров.

Алтарная преграда не сохранилась, и теперь невозможно определить ее точную конфигурацию. Можно предположить, что она была традиц. П-образной формы, а киворий над престолом стоял по оси синтрона. Амвон упоминается во времена патриарха Фотия (858-867, 877-886), но сведений о его местоположении нет. Пол был заново облицован каменными плитами в тур. времена, следов прежней вымостки не осталось.

Атриум

В наст. время атриум И. х. имеет двойной обход: внутренний портик тур. времени и визант. внешний сводчатый обход. Старейшие визант. части относятся к периоду после 564 г., когда предшествующий атриум был уничтожен пожаром, о чем упоминается в сочинении Феофана (Mathews. 1971. P. 81); о его облике нет никаких сведений. Аккуратные кирпичные слои со случайными вкраплениями зеленого камня, обнаруженные во внутреннем портике и схожие с кладкой атриума собора Св. Софии, позволили П. Гроссману реконструировать аркады, выстроенные после 564 г. (Grossman. 1965). Он же обнаружил в юж. портике остатки визант. аркады, состоявшей из 2-колонных ячеек, над к-рыми располагались тройные малые арочки: атриум был 2-этажным (Mathews. 1976. P. 103). В 740 г. в атриуме была проведена реконструкция, в результате которой его облик сильно изменился. Опоры были укреплены и расширены, колонны удалены, а тройные арки превращены в однопролетные, о чем можно судить по остаткам юж. портика. Техника кладки сменилась чередующимися друг с другом 2 слоями кирпича и одним слоем колотого красного камня. Скорее всего сев. сторона атриума была выстроена аналогично южной, т. е. в виде аркады. Как выглядела зап. часть после 740 г., определить сложно. Гроссман из всех возможных вариантов ее реконструкций выбрал самый элегантный, в соответствии с которым по центру располагался кубический компартимент, а по его сторонам - по 3 арочных проема. Помимо 5 проходов в нартекс с севера в атриум вели еще 2 дверных проема, с юга - один, открывавшийся в богато украшенный мраморной облицовкой коридор, к-рый шел параллельно юж. стене храма вдоль второстепенных построек (большого открытого двора, гробницы, цистерны). В одной из комнат рядом с нартексом обнаружены остатки лестничного подъема на галереи храма. Он шел с запада на восток и состоял из 3 лестничных клеток, поднимавшихся до уровня галерей на 9 м; сохранилась первая из них (на 3 м), с порталом, оформленным крупными известняковыми блоками. Данный участок был открыт в результате раскопок Рамазаноглу в 40-х гг. ХХ в. (Idem. 1971. P. 79).

Скевофилакион

У сев.-вост. угла храма Ф. Диримтекин обнаружил круглое здание, являвшееся предположительно скевофилакионом (Dirimtekin. 1962); к сожалению, оно не было точно обмерено и зафиксировано. В целом это была ротонда диаметром 4 м, вписанная в квадрат со стороной 5,25 м. Кладка идентична той, что использована при возведении небольшой пристройки с вост. стороны, но между ними существует шов, что свидетельствует о более позднем периоде возведения. Техника кладки представляет собой грубое сочетание кирпича и каменных перевязок (5-6 кирпичных, 3-4 каменных ряда). Она похожа на ту, что была использована в атриуме в 740 г. (2 кирпичных, затем каменный ряд). Т. о., скевофилакион может быть датирован временем после 740 г. (Mathews. 1971. P. 84-85).

Датировка и анализ

В науке нет однозначной т. зр. на датировку частей сохранившегося здания. Существует версия, что постройка 532 г. была возведена на старом фундаменте, хотя и имеет более вытянутую форму (Беляев. 1894. С. 783; Mathews. 1976. P. 102). По мнению У. Джорджа, нартексу Константина принадлежат 2 массивные промежуточные опоры в зап. части наоса (George. 1913), с чем согласны не все исследователи (Mathews. 1976. P. 102). К 532 г. Джордж относит уровень до карнизов на опорах главного нефа, выложенный из тесаных камней; кладка верхних частей постройки, где чередуются кирпичные и каменные слои (opus mixtum), а нек-рые участки выложены только кирпичом, осуществлялась после 740 г. К 564 г. он относит лишь плоские пояски из кирпичей со случайными вставками из зеленых камней в атриуме и нартексе. С т. зр. Р. Краутхаймера (Krautheimer. 1987. P. 249-253), храм сохранил план 532 г. (в т. ч. помещения на вост. концах нефов). Над боковыми нефами шли сводчатые галереи, зап. компартимент наоса был перекрыт 2 цилиндрическими сводами. Подкупольное пространство гипотетически реконструируется им по образцу того, к-рое сохранилось в соборе Св. Софии: над боковыми галереями, открывавшимися в наос тройными аркадами (аналогичные формы сохр. в Каср-Ибн-Вардане, Сирия, сер. VI в., и Алахане, Турция, кон. V в.), находилась зона клеристория с «сегментированными окнами». Зона сводов и купол были разрушены в 740 г. и восстановлены с нек-рыми изменениями. Своды над боковыми галереями были разобраны, подпружные арки продолжены до внешних стен и превратились в рукава четко очерченного подкупольного креста (см. также: Комеч. 1987. С. 17-18). По мнению, высказанному Ж. Эберсольтом и развитому Т. Мэтьюсом, вся постройка вместе с куполом была возведена при имп. Юстиниане (Mathews. 1976. P. 102). Нартекс, так же как и атриум, принадлежит к периоду перестройки после 564 г.; предшествующий нартекс находился на 8 м восточнее (см. выше). Так или иначе, облик постройки, даже если он и подвергся значительным переделкам в результате повреждений 564 и 740 гг., в целом был определен изначальным замыслом 532 г.

Архитектура И. х. как традиц. купольной базилики представляла важное, но не главное направление церковного строительства при имп. Юстиниане; лучшие достижения того времени были связаны с разработкой грандиозных купольных храмов - святых Сергия и Вакха и Св. Софии в К-поле, св. Виталия в Равенне (527-548). Собор Св. Софии тоже является купольной базиликой, но в нем традиц. тип постройки получил совершенно новую, смелую интерпретацию, типологические рамки были фактически преодолены. Купольные базилики распространились в Византии в V в. (в Мериамлыке (474-491) и Алахане, обе - Турция) и стали одним из ведущих архитектурных типов при имп. Юстиниане: храм св. Сергия в Газе (до 536, Палестина), «базилика Б» в Филиппах (до 540, Греция), храм св. ап. Иоанна Богослова в Эфесе (завершен к 565, Турция), церковь в Каср-Ибн-Вардане (сер. VI в., Сирия) и др. Они строились преимущественно не в столице, и, вероятно, этот тип сложился в М. Азии или где-то еще на Ближ. Востоке.

В И. х. есть ряд черт, указывающих на ориентацию на предшествующие базилики. Здесь повторены мн. детали к-польской Студийской базилики (463): многогранная апсида с синтроном, П-образные галереи над наосом и нартексом, многочисленные входы из атриума в нартекс. Правда, наиболее архаичные части (напр., антаблементы над колоннадами) не повторяются. При сравнении И. х. с базиликами V в. нельзя не отметить важных изменений, происшедших за столетие в строительной технике и в стиле убранства храмов. Тяжелая каменная кладка была заменена кирпичной или смешанной, что позволило значительно уменьшить объем опор и толщину стен и увеличить площадь окон. На колонны опираются только галереи храмов, а основными несущими элементами становятся кирпичные или каменные опоры. Заметно изменяется мода на детали. Постепенно изживается классический ордер. Коринфская капитель, к-рая в V в. еще была популярной и получила богатейшую разработку, вытесняется квадратным импостом. Он иногда покрыт густой сеткой из листьев аканфа, но чаще остается без скульптурной обработки. Ионическая капитель, уже слившаяся с блоком импоста, все больше упрощается и теряет характерные греко-римские черты, превращаясь в псевдоионическую - именно такие капители присутствуют в И. х. Горизонтальный антаблемент последний раз встречается в храме святых Сергия и Вакха; в И. х. повсеместно, даже в атриуме, использованы аркады. Резко сокращается количество храмов с мозаичным декором полов, на смену которому приходят геометрические композиции мраморных облицовок или облицовок в технике opus sectile. Убранство и конструктивные детали И. х. выполнены в соответствии с этими универсальными для всей эпохи тенденциями.

Строительство И. х. придало традиционной купольной базилике новый, официальный статус. Она стала неотъемлемой частью столичного архитектурного стиля, что привело к распространению разнообразных вариантов этого типа храмов и, более того, к перестройкам классических базиликальных зданий в купольные базилики (напр., базилика близ Пирдопа, Болгария, кон. VI в.).

Лит.: Беляев Д. Ф. Храм Св. Ирины и землетрясение в К-поле 28 июня 1894 г. // ВВ. 1894. Т. 1. С. 769-798; oн же. Внешний и внутренний вид храма Св. Ирины в К-поле // Там же. 1895. Т. 2. С. 177-183; Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912. P. 84-105; Ebersolt J., Theirs A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 55-72; George W. S. The Church of St. Eirene at Constatinople. L., 1913; Dirimtekin F. Les fouilles faites en 1946-1947 et en 1958-1960 entre St. Sophie et St. Iréne à Istanbul // Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 161-185; Grossmann P. Zum Atrium der Irenenkirche in Istanbul // IstMitt. 1965. Bd. 15. S. 186-207; Janin. Les églises et monastères. P. 103-106; Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univ. Park (Pen.), 1971; idem. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. Univ. Park (Pen.), 1976; Strube C. Die westliche Eingangsseite der Kirchen von Konstantinopel in justinianischer Zeit. Wiesbaden, 1973. S. 106-117; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 112-117; Peschlow U. Die Irenenkirche in Istanbul. Tüb., 1977; Krautheimer R., Ć ur č i ć S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 1986 4; Mango C. A. Byzantine Architecture. L., 1986; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. X - нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987; Краутхаймер Р. Три христ. столицы: Топография и политика / Пер. с нем.: Л. А. Беляев. М., 2000; Kirimtayif S. Converted Byzantine Churches in Istanbul. Istanbul, 2001; Оустерхаут Р. Византийские строители / Пер.: Л. А. Беляев. К., 2004.

С. В. Тарханова


Всего 32 фото

Одна из самых ранних сохранившихся христианских церквей Константинополя, посвящена «Святому миру» (а не святой Ирине как может показаться). Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирина представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки .

Айя-Ирина (Айя-Ирена) является уникальным образцом византийской базилики чудом сохранившаяся до нашего времени. Смотрим дальше...

Чтобы увидеть эту церковь необходимо войти во внутренний двор дворца Топкапы - главного дворца Османской империи до середины XIX века. Айя-София у нас за кадром слева и ближе...
02.

Хронисты и патриографы обычно приписывают постройку Айя-Ирины императору Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη). Однако этот историк уже в другом документе намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил.
03.


04.

Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.).
05.


06.

Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, - как уточняет Сократ.
07.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане "бросили" огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные же работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов.
08.

Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г.
09.

Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.
10.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). (Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии). Церковь стала жертвой пламени во время памятного восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии.
11.

В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает "о святилище". 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию.
12.

Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Культурный слой в этом месте поднялся за полторы тысячи лет на 5 м, так что, входя внутрь, вы должны довольно долго спускаться по дощатому настилу.

13.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской.
14.


15.

16.

17.

Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον - вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν, τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν - может быть, после ее восстановления в VIII веке.
18.

В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.
19.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть - вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом (арсеналом). С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем церковь стала Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.
20.

Архитектура Церкви Святой Ирины

В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.
22.

На втором плане - Айя-София (фото ниже)
23.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

В отличие от других константинопольских храмов, Ирина сохранила уникальный раннехристианский синтрон - то есть поднимающиеся амфитеатром сиденья для епископов. На этом месте 28 марта 1283 г., “предварительно чисто вымыв святой престол” (как иронически пишет историк Пахимер), произвели в патриархи Григория Кипрского. Апсиду, пятиугольную снаружи и полукруглую внутри, украшает огромный мозаичный крест, исполненный черными контурами по золотому фону. Его расширяющиеся рукава украшены каплевидными окончаниями. Крест утвержден на трехступенчатом пьедестале, который стоит в самом центре двойного зеленого позема, развернутого по всему основанию конхи, то есть как бы посреди всей земли. Перед нами - замечательный образец иконоборческого храмового убранства: ведь именно крест как универсальный и не подлежащий индивидуальным трактовкам символ иконоборцы противопоставляли иконе.

24.


Фото Ayhan Çakar. Flikr.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха.
25.

График у меня был напряженный, так что попасть внутрь церкви не довелось, не хватило времени. Впереди была , Морской музей на противоположном берегу Золотого Рога и много еще чего-то...) Фресок кстати в церкви не сохранилось еще со времен иконоборчества. Так что осмотрим Айя-Ирину внутри уже в следующий раз)
30.

Начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.
31.

Церковь Святой Ирины производит сильное впечатление, в основном визуальное и субъективно личное по ощущениям конечно же. У нее теплая живая добрая энергетика. Она не была переоборудована в мечеть, что позволило сохранить ее первозданную красоту древнего христианского храма. Раннехристианские базилики вообще у меня вызывают теплые удивительные ощущения, как будто я только что вернулся домой...
32.

Источники:

R.Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris, 1969) (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) 103-106. Перевод с французского Т.А. Сениной, 2008 г.
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.

Обновлено 03/04/2019

Церковь святой Ирины в Стамбуле находится на территории дворцового комплекса Топкапы. Она считается одной из самых старинных христианских религиозных учреждений Константинополя. Для города, который когда-то завоевали мусульмане, сохранение христианской церкви практически в первозданном виде небывалая удача. Правда, в наши дни служба в храме не ведется, а церковь Святой Ирины (Hagia Irene Museum) превратилась в музей для туристов и концертную площадку для местных жителей.

Экскурс в историю — Вселенский собор, арсенал и музей

Церковь святой Ирины в Стамбуле (Aya İrini) на самом деле посвящена «Святому миру», а вовсе не святой по имени Ирина. Первое христианское здание на этом месте появилось еще в IV веке. Базилику возвели при римском императоре Константине. До начала строительства здесь располагался храм Афродиты – богини красоты и любви в древнегреческой мифологии. Некоторое время церковь Святой Ирины имела статус главного храма Константинополя. Однако сразу после постройки Святой Софии его лишилась. В 381 году нашей эры в стенах Aya İrini проходил Второй вселенский собор. На нем сформулировали учение о Святой Троице (Отец, Сын и Святой Дух).

В 532 году Константинополь охватило крупнейшее восстание в истории города, которое получило название «Ника». В ходе него город получил значительные разрушения. Были сожжены сотни построек, в том числе церковь святой Ирины. Правда, почти сразу же ее отстроили заново. Спустя два века здание вновь перестроили. На этот раз из-за землетрясения. После него в Византии началась эпоха иконоборчества, результатом которой стала гибель фигурных мозаик, украшавших храм. Что могли представлять из себя эти мозаики вы узнаете, если посетите .

Затем несколько веков церковь святой Ирины в Стамбуле никто не трогал. Все изменилось с приходом османов. К счастью, судьба многих церквей, превращенных турками в мечети, этот храм не постигла. Столетиями христианскую церковь использовали в качестве оружейного склада , а в середине XIX века здесь открыли Археологический музей. Однако очень скоро места для хранения экспонатов стало категорически не хватать и музей перенесли в другое здание (о посещении Археологического музея обязательно будет отдельная статья). В начале XX века в здании храма разместился Военный музей. Сейчас здесь изредка проходят концерты, а также проводится ежегодный музыкальный фестиваль. И не случайно – храм имеет уникальную акустику. А еще здесь как-то устраивали даже модный показ. Так что можно сказать, что здание прошло все вехи — от главного храма в города до подиума.

Для туристов церковь святой Ирины в Стамбуле открылась на постоянной основе в январе 2014 года. До этого посетить Айю Ирену можно было, получив особое разрешение или в честь каких-то событий.

Мои впечатления от посещения церкви святой Ирины

Если честно, то в мои планы посещение церкви Святой Ирины не входило. Но оказалось, что она включена в список музеев, которые можно попасть абсолютно бесплатно при наличии . Грех не воспользоваться предложением решил я и п осле посещения двинулся к зданию церкви. На входе мою музейную карту просветили сканером и пригласили войти.

Важно! На данный момент церковь не входит в список бесплатных музеев по карте.


Что поражает сразу, так это огромный атриум, который сохранился нетронутым после последнего расширения храма, произошедшего много веков назад. Здесь хочется вновь сказать спасибо туркам, что не превратили церковь Святой Ирины в Стамбуле в очередную бесчисленную по счету мечеть.

Мест, где можно походить посетителям, не так уж много, хотя храм довольно большой. Однако специальные канаты предупреждают туристов, что проход закрыт. Например, к сцене, на которой устраиваются концерты, подойти нельзя. Подняться на второй этаж по деревянной лестнице тоже нельзя.




Стены здания насквозь пропитаны историей, а само оно очень светлое и воздушное (за счет высоких потолков).


Одной из особенностей церкви является мозаичный крест, расположенный в конхе.


Так называют полукупол, который служит для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Обычно сюда помещают изображение Спаса Вседержителя (данный сюжет, где Ииусус изображен как Небесный царь, является центральным в иконописи), но в данном случае взору посетителей предстает аскетичный крест.





Осмотр храма много времени не займет – 10 минут более чем хватит. Если вы не приобретали музейную карту, то, по моему мнению, церковь Святой Ирины в Стамбуле можно и не посещать. Достаточно будет внешнего осмотра – вокруг здания можно увидеть старую и раскопанную археологами кладку храма.





Внутри храма можно встретить одну из вездесущих стамбульских кошек, а снаружи обязательно натолкнетесь на собаку (или собак), которая будет нежиться на зеленой травке.

Полезная информация о церкви святой Ирина

Адрес: Sultanahmet, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на карте

Как добраться до церкви

При входе на территорию дворцового комплекса Топкаgы через главные ворота вам нужно пройти чуть вперед и повернуть налево. Если вы зайдете в Топкапы через парк Гюльхане, то минуя вход в Археологический музей и оставив слева Ворота Приветствия (Babü"s-selâm‎), вам нужно взять правее.

Время работы: с 9:00 до 17:00 зимой и с 09:00 до 19:00 летом. Вторник — выходной день.

Стоимость входного билета: 30 турецких лир.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Центр Акрополя (первый двор Топкапы) занимает просторный зеленый газон, размокший от дождя. В хорошую погоду здесь валяется на солнце стая бродячих собак (впрочем, все они чипированы), сегодня же пасмурно, справа вьется внушительная очередь к кассам дворца Топкапы. Немногочисленные туристы сворачивают влево - к Археологическому музею и парку Гюльхане. И совсем уж единицы задерживаются у маленькой билетной будочки Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины - уникальный храм. Во-первых, его принято считать единственным византийским строением на территории Акрополя (правда, непонятно тогда, что делать с византийской же маленькой церковью в третьем дворе Топкапы), во-вторых, Святая Ирина никогда не была мечетью, - при османах здесь располагался арсенал, а затем - склад всяких редкостей.

Вход в церковь находится под беломраморным турецким навесом, совершенно не подходящим к суровой красоте Святой Ирины. Легкие колонки и орнаментальные панно смотрятся наивно и трогательно.

Святая Ирина - старшая сестра величественной Святой Софии. Когда-то здесь стоял храм Афродиты. но при Константине (в начале IV в) здесь возвели базилику, вплоть до 360 года выполнявшую роль патриаршего храма. После освящения Святой Софии ее старшая сестра, названная в честь Божественного Мира, была объединена с Софией общим двором и обслуживалась одним клиром. пространство между церквями заполняли кухни, подсобные помещения и большой госпиталь Святого Сампсона Странноприимца.
Чтобы представить себе Святую Ирину в расцвете красоты, нужно помнить, что культурный слой здесь зв века поднялся более чем на пять метров, а сам храм неоднократно горел (в том числе и во время восстания Ника) и обрушивался из-за землетрясений. Так что современный вид храма - примерно 753 года, периода активного иконоборчества.
Вниз, к мощному мраморному порталу входа, ведет непривычно широкий пандус.

Святая Ирина - крестово-купольный храм. Огромный основной купол диаметром 15,5 метров венчает четырехугольник стен 42,2 на 36,7 метров.
Внутри все огромное. Поражают мраморные окладки наглухо запертых дверей, лаконично украшенные простыми крестами.

На хоры ведет современная и довольно уродливая деревянная лестница. К сожалению, доступ туда закрыт.

Прекрасно сохранились тщательно пригнанные друг к другу плиты пола. Оригинальный способ укладки - не часто встречала такой. Сравните с мраморными реками соседней Софии!

Западная галерея Святой Ирины, откуда открывается выход в атриум, огромна и сурова.

Тусклый свет январского дня вливается через окно в южной стене.
При императоре Констанции II именно здесь, в святой Ирине. проходили ожесточенные споры с арианами. В 346 году в ходе массовых беспорядков в давке у стен церкви погибло около трех тысяч человек - константинопольцы не желали пропускать в храм арианского епископа Македония, охрана стала расчищать путь мечами, народ, как положено, запаниковал, что и повлекло за собой печальные последствия.

Атриум Святой Ирины - Юстинианов. К сожалению, мало у каких византийских храмов сохранились атриумы - например, на месте огромного двора Святой Софии сейчас летнее кафе, магазин сувениров и улочка. Однако здесь храмовый двор в прекрасном состоянии, жаль, что нельзя проникнуть за стеклянные двери. Колоннада, однако, поздняя, османская.
В глубине, у колоннады, - огромный порфировый саркофаг. Удивительно, но саркофаг не поврежден временем, сохранилась и плотно пригнанная крышка. Высотой это чудо 2,83 метра, стороны - 3,20м. на 1,91 м. В путеводителях этот саркофаг отмечен как саркофаг императора Константина, но в действительности в нем, вероятнее всего, покоятся останки Элии Евдоксии, 24-летней красавицы, супруги императора Аркадия, умершей родами 6 октября 404 года.

Крышку саркофага украшает интересный крест - анкх, восходящий к иероглифу "жизнь".
В атриуме находятся остатки еще одного императорского порфирового саркофага, разбитого и неизвестно кому принадлежащего, а также колодец и большой глиняный сосуд, возможно, для хранения зерна.

Полюбовавшись двором, возвращаемся в нартекс. Здесь в арках окон кое-где сохранились мозаичные фрагменты с геометрическим узором.

Плохо сохранившиеся остатки росписей проступают на потолке южного придела.

Внутреннний объем поражает. Это огромное, пустое и залитое светом пространство не портит даже натянутый тент (с потолка что-то сыплется и капает). На одной из центральных плит пола восседает огромный черный кот.
Кстати. отсюда видно. что колонны - разной длины и уравновешены базами.

Прекрасные в своей простоте капители с крестами и кое-где - с императорскими монограммами, их видно со стороны приделов.

Иногда Святая Ирина используется как концертный зал - благодаря отличной акустике.

В апсиде редкость - синтрон или специальные, выложенные амфитеатром, ступени для епископов. Синтрон поднят над уровнем пола примерно на метр, от основной части храма его отделяет деревянный подиум.

Деревянные лестницы и соединяющая их галерея перекрывают высокую арку в западном конце нефа. Кот (возможно, вышедшись прогуляться хранитель этого места) продолжает сидеть, внимательно оглядывая посетителей. Поглаживания не одобряет.

Через тент можно рассмотреть главный купол.

В апсиде находится единственное украшение Святой Ирины - огромный мозаичный крест. Удивительно, что изображение выложено на выгнутой поверхности. Черный контур эффектно выделяется на золотом фоне.

С мая по июль 381 года здесь проходили заседания Второго Вселенского собора.

Вот так выглядят внешние стены атриума Святой Ирины - аркада на заднем плане. Белые колонны с толстенькими капителями - оин из дворов госпиталя Святого Сампсона. Туристы почему-то сюда не забредают, а жаль.

Здесь хорошо виден константнопольский уровень почвы - ведущая в атриум дверь была полностью закрыта культурным слоем.

На задворках летнего кафе - вот такая интересная яма с ведущими в сторону Святой Софии тоннелями. Все пространство между храмами сейчас застроено - тут и мощные стены парка Гюльхане, и целая улица домов, - и представить себе византийское лицо этого места практически невозможно. Думаю, архелогов ждет немало открытий.