Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна. Парижская церковь сен-сюльпис

Церковь Сен-Сюльпис (фр. l"église Saint-Sulpice) названа в честь святого Сюльписа (Сульпициуса Благочестивого), архиепископа времен Меровингов, жившего в VII веке. При раскопках в XVIII веке здесь была найдена могила, датированная X века, так что святая земля, следовательно часовня или церковь были здесь уже 1000 лет назад.


Современная церковь была заложена 20 февраля 1646 года самой Анной Австрийской (правда, есть еще версия с герцогом Орлеанским). И вообще, д’Артаньян (по книге) жил в доме напротив, да и Атос тоже недалеко, на соседней улице.

Строили церковь очень долго, сменилось три архитектора - Кристоф Гамар (Christophe Gamard), Луи Лево (Louis Le Vau), Даниель Гиттар (Daniel Gittard). В 1678 года строительство было приостановлено «из-за недостатка средств». Перерыв составил 41 год!!! Стройка возобновилась только в 1719 году. И строили церковь еще 160 лет, до 1870 года.


Перед церковью стоит фонтан Четырех Епископов. Примерно в 1833 году в Париже было установлено около 1700 питьевых фонтанов, некоторые сохранились до сих пор и не только самые простые «колонны»


но и вот такой огромный и красивый. В отличие от многих церквей он пережил все войны и революции. В нишах фонтана установлены статуи четырех епископов - Жака Боссюэ, Франсуа Фенелона, Эспри Флешьера и Жан-Батиста Массилона.

Внутренний объем Сен-Сюльпис – огромный крест.


Большой орган церкви Сен-Сюльпис – третий по величине во Франции. Он был создан в 1844 Кавайе Колем, насчитывает 5 клавиатур на 7 октав.


Сен-Сюльпис очень «литературная» церковь. Дюма уже вспомнили. Жюль Верн в В «20 тысяч лье под водой» упоминает венецианские раковины, дар Франциску I, которые были установлены при входе в церковь, как кропильницы. В церкви венчался Виктор Гюго, она упоминается в романе романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок».


Но самая главная, новая и «модная» литературная ассоциация с Сен-Сюльпис - «Код да Винчи» Дэна Брауна

«... и каждый говорил Сайласу одно и то же: что краеугольный камень весьма хитроумно запрятан в укромном месте, в одной из древнейших церквей Парижа – Церкви Сен-Сюльпис»

Медная полоса, проходящая через пол собора – древний «гномон», или «парижский меридиан», линия Розы. Он разделяет церковь по оси, с севера на юг. Черта идет по полу здания, заканчивается на верхушке высокого обелиска, является линией, соединяющий южный и северный полюса. До того, как нулевой меридиан в 1884 году «перенесли» в Гринвич, именно здесь начинался отсчет меридианов. Говорят, что раз в год, в полдень 21 декабря, дня зимнего солнцестояния, солнечный луч оказывается прямо на этом квадрате, а потом доходит до самого обелиска. Древние «солнечные часы» - остаток языческого храма, когда-то стоявшего на этом месте. Где-то здесь Сайлас пытался найти Святой Грааль.

Сейчас в Сен-Сюльписе не очень любят Дэна Брауна, потому что после выхода романа фанаты пытались докопаться до правды и некоторых, особо настойчивых, приходилось выводить отсюда силой 0_0

А самая красивая из реальных достопримечательностей церкви – картины Эжена Делакруа, которые украшают капеллы по правой стороне от центрального нефа.


«Святой Михаил, убивающий дракона»


и «Борьба Иакова с ангелом»

Дэн Браун - большой мистификатор и выдумщик. В своем бестселлере «Код да Винчи» он основательно по всем вопросам заморочил читателю голову, давая свои личные интерпретации фактов. Мы же постараемся осветить истинное положение и дать объяснение тому, что такое Линия Розы. Для этого придется вспомнить географию. Также коснемся вопроса о медальонах Араго (Arago). Линия Розы с ними в романе связана.

Меридианы

Это условные линии, которые были нужны в навигации для отсчета долготы. Они показывают, как направлена воображаемая линия север-юг, и соединяют Северный и Южный полюсы Земли. Два международных конгресса и две международные конференции в XIX веке продолжительно и бурно обсуждали, где пройдет На это претендовали тридцать стран и городов, включая и Петербург (мы его назвали, так как он находится на территории нашей родины), и Париж, так как через него с давних пор со времен и проходил меридиан Ферро через Парижскую обсерваторию, которым пользовались, как первичной точкой отсчета.

Все точки над "i" расставила конференция в Вашингтоне в 1884 году, а не в 1888, как у Брауна, и определила место, где будет находиться нулевой меридиан. Его условное место - в Гринвиче под Лондоном. Он разделил Землю на два полушария: Восточное и Западное. На сегодняшний день с 1989 года используется Международный Опорный меридиан (его долгота равна 0°), и он проходит примерно в ста двух метрах от и требуется для расчетов координат относительно Земли с наименьшей погрешностью.

Он появился не случайно, а потому что тектонические плиты, на которых стоят материки, постоянно передвигаются, в том числе и Гринвич, и уже не дают требуемой в современных условиях точности.

Церковь Сан-Сюльпис

Автор направил убийцу-альбиноса в древнюю XVII века церковь Сан-Сюльпис. Она велика и некрасива. Туристы ее почти не посещали до выхода бестселлера. В ней это чудовище видело гномон (солнечные часы) и медную полоску, на которую была нанесена линия с делениями. «Линия Розы, которая делит помещение, как меридиан, точно с севера на юг», - сразу узнал убийца.

Солнце, проходя через окно, перемещает свои лучи по этой линии, показывая время солнцестояния. Это требовалось церкви для точного установления времени, когда наступит Пасха, и никто никогда не называл ее «Линия Розы». Это выдумка автора.

Никакой мистики, кроме Чаши Грааля, которую ищут в течение всего романа, на самом деле в храме нет. Вся церковь описана очень убедительно. На фотографии точно виден древний обелиск и полоса, идущая к нему. «Линия Розы» поднимается по нему и исчезает из наших глаз. На окнах церкви имеются латинские буквы P и S. Это не знаки Приората Сиона, а инициалы покровителей церкви: Св. Петра и св. Сюльписа.

На картах путешественников и мореплавателей изображался компас Розы. Он отмечал не только четыре стороны света: норд (N), зюйд (S), ост (E), вест (W), а также их тридцать два промежуточных состояния. Столько же лепестков имеет роза. Этот прибор был главным в навигации. Его четыре основных стрелки отчетливо выделяются на Розе румбов. Северное направление часто называлось fleur-de-lis.

Вид со спутника

Карта Парижа показывает красным, как проходит Парижский меридиан: через обсерваторию, через Люксембургский сад и мимо Лувра. Желтая линия, проходящая параллельно, - это меридиан (гномон) Сан-Сюльпис. Первый - это научный, а второй - духовный.

Часовня Рослин

В ней происходит трогательное воссоединение героини Софи Невё со своей семьей. Часовня по Брауну воссоздает храм Соломона. На самом деле ее построил граф Росли, сэр Уильям Сен-Клер в XV веке. Тамплиеры, связанные с масонскими обществами, которые ее воздвигли, - это красивый полет фантазии писателя. Она находится неподалеку от Эдинбурга, и ее посещает немалое количество туристов.

Масоны, которые ее строили, украсили ее многочисленной символикой своего орден: пятиконечными звездами, розами из пяти лепестков. В ней можно найти сцены с библейскими сюжетами, а также горгулий, которых по традиции всегда помещали в средневековые культовые сооружения.

Здесь обрел свое место и кельтский бог природы, который покровительствовал зеленой траве и ключевой воде. Но самое удивительное, что в ней имеется изображение початка кукурузы. Америка к этому времени еще не была открыта европейцами. Две колонны, покрытые резьбой, соперничают между собой по красоте декора, нанесенного на них. Предание гласит, что одну из них создал учитель, а вторую, более искусную, - ученик, за что и был убит. Некогда прекрасная резьба сильно пострадала от прошедшего времени. Реставрация, проведенная в прошлом веке, оказалась неудачной и нанесла часовне еще больший вред. Как исправить эту ситуацию, реставраторы пока не знают. И создался парадокс - деньги на восстановление имеются, но никто не знает, как его произвести.

Путь Ленгдона к Лувру

Главный герой, вернувшись из Рослина, где он тоже обнаружил, что стоит под Линией Розы, направился из отеля в Лувр, чтобы найти символику По дороге он искал бронзовые медальоны Араго. Они, по мнению героя, и есть Линия Розы в Париже. Они действительно имеются.

Каждый из 135 медальонов создан голландским художником Яном Дибетсом в 1989 - 1994 годах, чтобы запечатлеть память о Доминике Араго. Кто он был такой? Доминик Араго - физик и астроном, который в 1806 году точно измерил французский меридиан. Кроме этого, у него имеются немалые заслуги пред мировой наукой.

Медальоны Араго - также напоминание о том, что Париж был когда-то центром мира. Они простираются на пять миль. На них нанесено его имя и направление север - юг (N и S). Сакрального значения, который придал им Браун, у них нет. Эта дорога, как ее называет Ленгдон, древняя Линия Розы в Париже, привела его от сада Пале-Рояль прямо к Пирамиде Лувра.

Лувр

Начало и конец романа происходят в Лувре. Вход в него теперь проходит через пирамиду, построенную американцем Бэй Юймином, который является этническим китайцем. Дэн Браун считал, что она состоит из дьявольского количества кристаллов - 666, что на самом деле не соответствует истине.

Этих стеклянных ромбовидных и треугольных пластин имеется больше - 673. Свет проходит через них и обеспечивает достаточное освещение. Кроме него, над дополнительным освещением трудился дизайнер К. Энгл, который по всем ее сторонам поставил лампы. Они были заменены на более современные в 2014 году.

Солнечного меридиана как такового в науке не существует. Такое красивое название носит газета Хабаровского края, которая является бюджетным учреждением и находится в муниципальной собственности. Она стабильно работает с 1994 года и распространяется по подписке и в розницу. Телевизионная программа у нее имеется. В ней также можно опубликовать, подав заявку, рекламные объявления.

Линия Розы - мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе - во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен‑Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север - Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.

Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен‑Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен‑Сюльпис.)

Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие - отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur‑de‑lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен‑Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен‑Сюльпис.

Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен‑Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно‑технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен‑Сюльпис.

См. также: Гномон в Сен‑Сюльпис, Приорат Сиона, Сен‑Сюльпис.

ЧАСОВНЯ РОСЛИН

Последнее место, в котором Софи Невё обнаруживает сведения о своей семье, было найдено благодаря стихотворной строчке ее деда Жака Соньера: «Грааль под древним Рослином вас ждет». Вместе с Робертом Лэнгдоном Софи отправляется в Шотландию, где совершает удивительное открытие. Вопреки популярному мнению часовня Рослин построена отнюдь не тамплиерами. Бедные рыцари Храма Соломонова не имеют вообще никакого отношения к этому знаменитому сооружению. Часовня Рослин была воздвигнута в XV веке на средства сэра Уильяма Сен‑Клера, графа Росли на и Оркни. Орден рыцарей храмовников был уничтожен за столетие до того, как в Шотландии заложили первый камень будущего собора кодов. Единственное, что как‑то связывает между собой часовню Рослин и тамплиеров, состоит в том, что штаб‑квартира тамплиеров в Шотландии располагалась на расстоянии всего нескольких миль от замка Рослин, а также в том, что клан Сен‑Клер свидетельствовал против них, когда в 1309 году группа рыцарей тамплиеров предстала перед судом в эдинбургском замке Холируд.

Часовня Рослин находится в нескольких милях южнее шотландской столицы. Сам Рослин попал в газетные заголовки совсем недавно, когда в институте Рослина была клонирована легендарная овечка Долли. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Бернс, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Кроме того, это действующая церковь с многочисленной паствой, где еженедельно проводятся службы.

Церковь в ее нынешнем виде весьма мало напоминает величественный собор, который планировалось построить. Более правильное ее название - «Коллегиальная община духовных лиц Святого Матфея». Считается, что клан Сен‑Клер, основавший часовню Рослин, предвидел, что со временем она превратится во внушительных размеров духовный центр. В замке Рослин когда‑то располагался средневековый скрипторий, где переводились и переписывались от руки книги из стран континентальной Европы. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.

Название часовни отнюдь не восходит к словосочетанию Rose Line (Линия Розы), как утверждается в романе «Код да Винчи». На самом деле оно составлено из двух кельтских слов - ross (гора, холм) и lynn (вода). То есть в буквальном смысле Рослин - значит «холм у реки». Название идеально соответствует местности, Здесь река Эск огибает высокую гору, на которой высится замок Рослин.

За последние несколько лет появился ряд книг по так называемой альтернативной истории, в которых о часовне Рослин излагаются гипотезы одна другой интереснее. Высказывалось предположение, что Ковчег Завета Господня, Святой Грааль и тайные утраченные евангелия Христа, сокровища тамплиеров, а также набальзамированная голова Иисуса Христа спрятаны где‑то в церкви. Некоторые авторы утверждают, что часовня буквально нашпигована шифрами и символами тайных учений тамплиеров, а также символами братства вольных каменщиков. Местные жители часто шутят, что не удивятся, если в один прекрасный день кто‑нибудь заявит, будто лох‑несское чудовище и НЛО Розуэлла также спрятаны где‑то под часовней. Существует местная легенда о том, что Рослин таит в себе огромное сокровище, однако имеется в виду не часовня, а замок. Этот клад якобы оценивается в несколько миллионов долларов, и его охраняют темный рыцарь и белая дама‑призрак.

Действительно, тайное помещение под Рослином все‑таки существует. Это склеп семейства Сен‑Клеров. Здесь покоится прах многих поколений шотландских рыцарей, погребенных в доспехах и с оружием. Вход в гробницу часто упоминается в старинных летописях и находится под каменными кубическими глыбами в полу северного бокового нефа.

Проводить раскопки родовой гробницы Сен‑Клеров запрещено, поскольку Рослин является действующей церковью и представляет собой довольно ветхое сооружение, о котором долгое время никто должным образом не заботился. К тому же нет никаких точных свидетельств того, что под ней спрятано некое «тайное сокровище». Любые же раскопки внутри здания неизбежно приведут к его обрушению.

Действительно ли существует магическая линия между Рослином и Гластонбери, как это утверждает автор «Кода да Винчи»? Эти две точки на карте можно соединить при помощи линейки. Единственное более или менее значимое, что оказывается на этой линии, - это автострады М5 и М6. На полу храма вы не увидите никакой Соломоновой Звезды - это деталь целиком и полностью на совести Дэна Брауна. Любая божественная геометрия в архитектурной структуре часовни Рослин восходит не к Соломонову Храму и не к «тамплиерской кладке», а скорее повторяет восточные хоры собора Глазго, архитектура которого во многом схожа с архитектурой часовни. Вы не найдете здесь никаких колонн Боаз и Яхин, хотя внутри имеются три колонны, включая и знаменитую Колонну Подмастерья. Легенда рассказывает, что она была высечена из камня неким юным подмастерьем, который создал ее по образцу великолепной колонны, увиденной им во сне. Его наставник, мастер‑каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти. Он был настолько разгневан, что ударил своего ученика с такой силой, что лишил его жизни.

На любом участке поверхности часовни Рослин имеется огромное количество резных изображений, однако крипто‑логи занимаются их изучением лишь несколько последних лет. Дело в том, что далеко не каждый «код» может на самом деле оказаться кодом. Расшифровка кодов вовсе не означает, что будет найден вход в фамильный склеп Сен‑Клеров, поскольку его местонахождение хорошо известно. Существует предположение, что резьба на каменных кубах‑глыбах неким образом соответствует нотам средневековой песни, поскольку каждую арку венчает каменный ангел, играющий на музыкальном инструменте XV века.

Имя Сен‑Клер, упоминаемое в «Тайных досье» Приората Сиона, связано с Сен‑Клерами и Рослином только благодаря появлению книги «Святая кровь, Священный Грааль». Мари де Сен‑Клер - имя вымышленное, фиктивное, оно ни разу не упоминается в исторических документах. То есть такой женщины на самом деле никогда не существовало.

Часовня Рослин - воистину волшебное место. Это настоящая сокровищница средневековых изображений, дающая нам возможность понять мышление ученых, аристократов и художников Средних веков. Сен‑Клеры из Рослина - шотландские дворяне, соратники Уильяма Уоллеса и короля Роберта Брюса. Это была богатая и влиятельная семья, приближенная к шотландскому королевскому двору. Они также были посланниками Шотландии во Франции.

Часовня Рослин была построена в период наивысшего могущества Сен‑Клеров. Этот прекрасный храм полон многих чудес и вещей, значение которых нам еще предстоит разгадать.

См. также: «Тайные досье», Тамплиеры, Приорат Сиона.

БОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Божественная геометрия - искусство передачи из поколения в поколение божественной мудрости при помощи геометрических форм, исполняющих роль символов. Это также форма искусства, используемая вот уже многие столетия, и особый язык общения между носителями тайн и теми, кто будет в них посвящен. Божественная геометрия считалась достоянием лишь немногих избранных, делом, понятным далеко не каждому простому смертному, чем‑то вроде сближения возвышенного и земного.

Тысячелетиями использовался этот тайный язык, который так любили греческие философы и математики, особенно Платон и Пифагор. Большая часть платоновского диалога «Тимей» посвящена трактату по божественной геометрии. В нем также содержится описание загадочного острова - Атлантиды - и много символизма, которым буквально пронизано это произведение Древние греки приписывали особые свойства и видели большую ценность в так называемых Платоновых твердых телах, наделяя их значением и определяя в рамках этого значения свое отношение к божественному и окружающему миру.

Классическим образцом использования божественной геометрии является каббалистика - философское и религиозно‑мистическое иудейское учение, которое претендует на понимание божественной сути. «Каббала» на древнееврейском означает «обретение», и к этому обретению была при‑частна группа избранных иудеев, познавших разновидность тайного языка, известного только посвященным.

Идея божественной геометрии занимает видное место в «Коде да Винчи» - она и в рассказе Лэнгдона о Храме Соломоновом, построенном на знании законов божественной геометрии, и в позе, которую принял умирающий Жак Соньер. Будучи ученым‑символогом, Лэнгдон отличался солидными познаниями в этой области.

См. также: Последовательность Фибоначчи, Золотое сечение, Золотой прямоугольник, Пентаграмма.

ЖАК СОНЬЕР

Жак Соньер - куратор Лувра и великий магистр Приората Сиона. Его убийство заставило Роберта Лэнгдона и Софи Невё пуститься в безумные приключения по расшифровке символов, дабы разгадать тайны Приората Сиона прежде, чем это сделают люди из «Опус Деи».

Давая своему герою имя Соньер, автор наверняка был вдохновлен тайной, окружавшей загадочного священника по имени Беранже Соньер, который в июне 1885 года получил церковный приход в церкви Святой Марии Магдалины в деревушке Ренн‑ле‑Шато.

Первые шесть лет своей службы молодой и привлекательный священник Соньер вел скромную жизнь, присущую сельскому захолустью, занимался охотой и рыбалкой и изучением истории родного края, о которой ему рассказывал аббат Анри Буде - священник из соседней деревни Ренн‑ле‑Бен. Соньер нанял себе в служанки деревенскую девушку по имени Мари Дерарно, которая вскоре прониклась к нему преданностью и унаследовала его имущество и секреты.

В 1891 году, вдохновленный романтическими рассказами Буде о местной истории, Соньер основал фонд для проведения довольно скромной реконструкции церкви, возведенной еще в 1059 году на развалинах старого вестготского святилища VI века. При проведении работ по обновлению алтаря он якобы нашел четыре старинных манускрипта, спрятанных в колоннах вестготских времен, поддерживающих алтарный камень. Эти таинственные манускрипты никто лично не видел, однако считается, что два из них содержат генеалогические таблицы, датируемые 1244 и 1644 годами. А два других представляют собой зашифрованные документы, составленные в 1780‑е годы Антуаном Бигу - предшественником Соньера на посту настоятеля церкви Святой Марии Магдалины.

Когда документы были расшифрованы, выяснилось, что они содержат некие таинственные послания. Соньер якобы заподозрил, что обнаружил нечто очень важное, и поговорил об этом с епископом Каркассона, который тут же посоветовал молодому кюре отвезти находки аббату Биель и Эмилю Оффе из парижской семинарии Сен‑Сюльпис, чтобы те внимательно с ними ознакомились. Во время своего пребывания в столице Соньер побывал в Лувре, где приобрел репродукции картин Пуссена и Тенирса. Эти художники имели некое отношение к расшифрованным документам.

По возвращении Соньера в Ренн‑ле‑Шато его поведение сделалось еще более странным. Прежде всего он продолжил восстановление церкви, раскопав древнюю мостовую и расчистив надписи на могильных плитах кладбища. Затем стал совершать долгие прогулки по окрестностям деревушки в обществе Мари Дерарно, собрав внушительную коллекцию не представлявших никакой ценности камней. Вскоре после этого он затеял обширную переписку практически со всеми странами Европы и открыл банковские счета в стратегически важных местах на юге Франции.

Позднее, в 1896 году, Соньер начал тратить внушительные суммы на реставрацию и украшение своей церкви загадочной символикой, а также построил новую дорогу и провел водопровод для жителей деревни. Он также построил особняк, который назвал Вилла Вифания, в котором практически никогда не жил. Здание виллы имело сложную, изысканную конструкцию. В нем, например, была зубчатая башенка, получившая название Тур‑Маг‑дала. Она была пристроена к склону горы, давая возможность любоваться из нее живописной панорамой раскинувшейся внизу долины.

Есть сведения, что этот считавшийся бедным священник из заштатного церковного прихода за последние двадцать лет своей жизни, завершившейся в 1917 году, потратил несколько миллионов долларов.

Огромные расходы Соньера предположительно привлекли внимание местных церковных властей, которые потребовали объяснить, откуда взялось богатство. Когда Соньер отказался открыть происхождение своего состояния, местный епископ обвинил его в незаконном проведении церковных ритуалов и присваивании денег. Церковный трибунал сместил Соньера с поста настоятеля деревенского прихода. Соньер обратился с апелляцией непосредственно в Ватикан, который отменил решение трибунала и вернул священнику его место и сан.

В январе 1917 года у Соньера случился удар, от которого он так и не оправился. День, когда он занемог, таинственным образом совпал с важным для членов Приората Сиона праздником - праздником церкви Сен‑Сюльпис, который - ну просто мистика! - совпадает с датой, начертанной на одном из надгробий кладбища.

Рассказывают, будто священник, пришедший исповедовать умирающего, отказался принимать слова покаяния, и 22 января Соньер умер без исповеди.

Вилла Вифания упоминается в «Тайных досье» как арка, или материнский дом, двадцати семи командоров Приората Сиона, живших по всей Франции. Более того, Пьер Плантар, великий магистр Приората Сиона, намекал на то, что Ренн‑ле‑Шато - это то самое тайное место, где хранятся архивы Приората. В пользу истинности этого слуха свидетельствует тот факт, что Плантар приобрел в Ренн‑ле‑Шато недвижимость.

Слухи о том, что Соньер якобы нашел клад, не утихают и сто лет спустя после его смерти, а охотники за сокровищами и по сей день продолжают прочесывать округу. Ничего существенного так пока и не обнаружено, и загадка находки Соньера по‑прежнему остается неразгаданной.

См. также: Пьер Плантар, Приорат Сиона, Сен‑Сюльпис.

ШЕХИНА

Это слово использует в своей лекции Роберт Лэнгдон, занимавшийся исследованиями роли секса как путеводной тропы к Богу. Лэнгдон пытается объяснить Софи Неве суть ритуала иерогамии, в котором участвовал ее дед Жак Соньер.

В Таргуме, арамейском переводе Библии, этим термином обозначаются признаки присутствия Бога среди людей. Тем не менее средневековые иудейские богословы и философы во избежание неверного антропоморфического толкования идеи, возникшего по причине специфического использования слова «иерогамия» в Талмуде и Мидраше, где совершенно ясно, что это понятие не тождественно Богу, ввели в обиход женский образ - шехину - роль которой была незначительной.

Эта отдельная сущность, в свою очередь, стала использоваться в некоторых каббалистических трактатах и учениях в значении «супруги Бога», придавая этому образу куда большую значимость. В каббалистике шехина может воссоединиться с Богом только при соблюдении всех божественных заповедей, провозглашая тем самым новый мессианский век.

См. также: Роберт Лэнгдон, Софи Неве.

САЙЛАС

Сайлас - член католической организации «Опус Деи», уверенный в том, что исполняет волю Бога, творя злодеяния, как описано в «Коде да Винчи». Он усмиряет плоть, носит так называемый пояс смирения и бичует себя до крови. Его имя не несет никакого скрытого смысла, однако заставляет вспомнить святого Силу, товарища святого Петра, упоминаемого в Деяниях (15:22) в числе «мужей, начальствующих между братиями».

См. также: Пояс смирения, «Опус Деи».

Линия Розы — мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе — во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен-Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север — Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.


Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен-Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе.


Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие — отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur-de-lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Мадонны.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен-Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Мадонны, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен-Сюльпис.


Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен-Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно-технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен-Сюльпис.


Кто-то стремится в эту церковь, желая посетить второй по размеру собор Парижа, кто-то – посмотреть на один из центров развития сюжета произведения «Код да Винчи», кто-то – увидеть французский меридиан. Что это за удивительное место, соединившее в себе десятки достопримечательностей? Это – французская церковь Сен-Сюльпис.

История строительства

Еще в X веке на месте нынешней церкви располагалась часовня. Строительство же того сооружения, которое стоит на площади Сен-Сюльпис сейчас, началось в 1646 году, шло под руководством архитектора Кристофа Гамарда. 20 февраля 1646 года Анна Австрийская I приложила руку к строительству. По другим данным это сделал герцог Орлеана.

В 1665 году, после смерти Гамарда, планировкой здания занялся Луи Ле Во, 5 лет спустя его сменил Даниэль Життард. Но и он недолго возглавлял проект, спустя еще 5 лет строительство неоконченной церкви остановилось из-за финансовых трудностей.

Лишь в 1714 году возведение здания восстановилось, архитектором на этот раз стал Жиль-Мари Оппенорд. Был выбран проект церкви Джованни Сервандони. Фасад собора был симметричным, по бокам фронтона при этом планировалось установить башни-близнецы.

Этот проект так же не удалось реализовать. Центральный фронтон разрушился из-за молнии, план строительства башен постоянно переделывался разными архитекторами, а назначение здания в результате революций сменялось несколько раз.

Из-за постоянной смены проектов строительства и других неприятностей церковь получилась асимметричной, башни-близнецы отличаются как по размеру, так и по внешнему виду.

Достопримечательности церкви

Перед посещением Сен-Сюльпис вспомните, для скольких известных авторов эта церковь была важной. По улицам, находящимся неподалеку от здания, ходили три мушкетера. В «20 тысяч лье под водой» Жюль Верн описал раковины, находящиеся в этом соборе. Дэн Браун сделал церковь центральным местом своей нашумевшей книги и т.д.

Очень интересна асимметричная архитектура здания.

Издали легко заметить несхожесть башен, строившихся как близнецы. Они имеют разницу в высоте более пяти метров.

Перед входом в церковь стоит фонтан четырех епископов.

Строение это появилось несколько веков назад, но недавно реконструировалось. Вокруг площади растут удивительные розовые каштаны, которые стоит увидеть в период цветения. Неподалеку от церкви расположились современные бутики.

Внутреннее строение Сен-Сюльпис представляется в виде креста.

Высота здания велика, когда солнечный свет проникает в витражные стекла огромных окон, собор приобретает необычайные краски и таинственность.

Справа от входа в церкви представлены росписи руки Делакруа: Битва Иакова с ангелом, Гелиодора из храма, Святой Мишель и др.

При входе расположены гигантские кропильницы – натуральные раковины, дар Франциску I от Венецианской республики.

Над входом находится инструмент, который не сразу замечают туристы – орган, лучший во всей Франции. Инструмент работы Кавайе Коль имеет 101 регистр, установлен в церкви в далеком 1844 году.

Последняя, но не по значению, достопримечательность – французский меридиан или линия Розы.

Это – медная полоса, окруженная камнем, разделяющая церковь по оси, с севера на юг. Черта идет по полу здания, заканчивается на верхушке высокого обелиска, является линией, соединяющий южный и северный полюса. Долгое время именно эта прямая принималась во всем мире за нулевой меридиан.

Как добраться

Адрес: 2 Rue Palatine, Paris 75006
Телефон: +33 1 42 34 59 98
Метро: Saint-Sulpice
Автобус: Saint-Sulpice
Обновлено: 29.04.2019